КИНО

А ну скорей любите нас!

Лучше по-хорошему хлопайте в ладоши вы…
«Бременские музыканты» давным-давно стали классикой. Братья Гримм собирали фольклорные истории, чтобы в итоге многие из них перекочевали в другие культуры и обрели немыслимую популярность по всему миру. Благодаря Юрию Энтину, Василию Ливанову и студии «Союзмультфильм» на песнях из музыкальной фантазии о бродячем ансамбле и своенравной принцессе выросло не одно поколение. Для постсоветского пространства «Бременские музыканты» — светлая часть детства, которая хранится среди дорогих сердцу воспоминаний. Поэтому как-либо прикасаться к истории, имеющей такое огромное значение для миллионов людей, — большая ответственность. И делать это нужно очень аккуратно. Справился ли с такой задачей Алексей Нужный?
Оригинальная история о музыкантах из Бремена хоть и сохранила большинство сюжетных поворотов, но обросла новыми деталями. Трубадур стал полноценным главным героем с историей становления. В начале фильма маленький мальчик, чья песня способна очаровать любого, уединенно живет в живописных горах с мамой, которая выращивает тюльпаны и возит их на продажу в ближайший город. У Трубадура есть мечта — он хочет спеть свою песню людям. Случайное стечение обстоятельств резко окрашивает жизнь мальчика трагическими красками, и вот он уже вынужден выживать, прибившись к банде уличных воришек во главе с устрашающей атаманшей Луизой. Наивный Трубадур верит, что все люди — хорошие. Поэтому и оказывается на долгие годы заперт в темнице за преступления, которых не совершал.
На волю Трубадур выходит уже зрелым юношей. О мечтах он давно забыл, теперь главным приоритетом являются цели. Точнее, одна конкретная цель — отыскать Луизу и отомстить ей за каждый день, проведенный в темнице. Тут же он встречает своеобразный квартет, состоящий из человекообразных животных — Осла, Пса, Кошки и Петуха. Они проникаются симпатией к Трубадуру, решив, что он — первый человек на их пути, смотрящий на них не свысока. Так и сколачивается банда, которая разбередит порядки доброго королевства Бремен, добавив в повседневную жизнь немного рок-н-ролла.

С сюжетом все ясно — знакомая с детства история становится глубже и многограннее, при этом не теряя своего очарования. Но как дела с остальным? Фильм снят в лучших традициях советских мюзиклов для детей. Зрелищные музыкальные номера становятся неотъемлемой частью повествования, раскрывают персонажей и двигают сюжет. Конечно, современные аранжировки, странные вставки в виде рэпа и исполнение сомнительного качества гарантируют, что в плейлисты песни из фильма вряд ли попадут — они лишены той душевности, с которой их пели Олег Анофриев, Муслим Магомаев и другие мэтры.
Изначально вселявший сомнения выбор на роли Трубадура и Принцессы Тихона Жизневского и Валентины Ляпиной, между которыми огромная разница в возрасте, в итоге выглядит вполне удачно. Оба артиста явно наслаждаются тем, что делают, и находятся в своих амплуа. То же самое можно сказать и о неотразимых Сергее Бурунове и Марии Ароновой, чей талант к комедийным ролям трудно оспорить. Кто действительно внушает ужас и заставляет чувствовать все грани отрицательных эмоций — это звери. Спрятав под страшными масками неплохих актеров и лишив их возможности играть свои роли, используя весь инструментарий, создатели фильма оказали сами себе медвежью услугу. Звери не очаровывают, а отпугивают детей, не привлекают, а отталкивают взрослых. Попытки в заигрывания с животными инстинктами выглядели, положа руку на сердце, довольно жалко. И человекоподобные образы не сделали их равными с людьми в рамках этого фильма.
Поспорить с тем, что такие истории, как «Бременские музыканты», — часть нашего культурного кода, сложно. Несомненно, некоторые вещи хочется адаптировать на современный лад, чтобы привлечь к ним внимание нового поколения и оставить в памяти народа еще на долгие годы. Но нельзя делать это без любви к первоисточнику. Взявшись за подобный проект, нужно чувствовать ответственность перед людьми, для которых «Бременские музыканты» — символ беззаботного детства. Поэтому максимально аккуратный подход и хрестоматийное следование канонам — основа работы над любым перезапуском такого уровня. Алексей Нужный почти справился. Если бы не вдохновился «Кошками» Тома Хупера при утверждении концепта образов зверей.
Текст: Екатерина Мельниченко
Фото: Кинопоиск