ЦЕНТР ДРАМАТУРГИИ И РЕЖИССУРЫ
Дневник Алены Чижук. А ещё почта, ЖЖ и фейсбук
Спектакль в Центре драматургии и режиссуры о том, как через текстовые источники нам раскрывается история Алёны Чижук, полная влюблённостей, разочарований, бытовых проблем и внутренних конфликтов
Все мы бесконечно пишем в соцсети: кто-то составляет дюжину твитов в сутки, редкий, но меткий пост в Инстаграм с эстетичной картинкой, а кто-то активно строчит длинные тексты в телеграмм. Мы, активные в соцсетях, как бешеные лисицы, не задумываемся о том, что короткие текстики в пару сотен символов за долгие годы сформировали многотомную летопись наших жизней, — но всё же задумались об этом только после весёлого бунтарского спектакля режиссёра Алексея Размахова «Дневник Алёны Чижук. А ещё почта, ЖЖ и Фейсбук»‎. Пьеса Юлии Вороновой построена вокруг текстовых носителей, на которых главная героиня пишет свою историю: дневниковых записей, электронных писем, постов в ЖЖ и фейсбуке — по отдельности они не представляют ничего особенного, но как только выстраиваются в ряд, становятся рассказом о взрослении.
Мы видим 16-летнюю девушку (Анастасия Пронина), которая только-только заканчивает школу. Она надеется, что красивый одноклассник с гитарой пригласит её на выпускной, впервые пьет водку с подругами и наблюдает за сложными отношениями родителей. Вокруг неё тысяча девятьсот девяносто какой-то год и «Ласковый май»‎, а впереди — море надежд и радости от новой жизни после школы. Она пишет от своих переживаниях в дневник: честная, непосредственная и очень-очень свободная героиня, возможно, так с нами откровенна только в шестнадцать лет. И неизвестно, что является этому причиной: то, что её жизнь остается на страницах дневника, а не разлетается по интернету, или то, что такой свободной, как в это время, она уже никогда не будет.


Следующий возраст — молодость (Татьяна Збруева). Пора бесконечных влюблённостей, романтики и в целом беззаботности. Правда, там уже поселяется нотка незнания и непонимания того, как существовать в этом мире, — и странного одиночества. Даже с друзьями, даже влюблённой она чувствует себя одинокой и никому не нужной. Она пишет подругам, любовнику электронные письма, много врёт, придумывая легенды и отговорки. Ещё не публичность, но и не откровенные излияния души в личном дневнике, уже попытка создать образ самой себя, но ещё не актёрствование.
Завершает весь период взросления яркий фейсбучный образ. У Алёны новое имя — теперь она просит звать её Еленой (Надежда Ширяева), новые приоритеты и новые пути к личному счастью. Теперь её не мучают ни начальники, ни безответные влюбленности, а главным умением становится довести авокадо до состояния гуакамольной спелости всего за сутки. Она кажется счастливой, такой счастливой, что сводит скулы, и непонятно: куда же делась эта зависимая от токсичного психотерапевта женщина из ЖЖ? А она всё ещё здесь, она подбирается ближе и ближе, в самые неподходящие моменты сжирая Елену Чижук и погружая её в пучину депрессивного отчаяния, когда она может только лежать, завернувшись в одеяло. И об этом она никогда не расскажет своим подписчикам в Фейсбуке.
Три возраста пересекаются между собой в ярком спектакле, ведомые экспрессивно бодрой игрой актёров и живой музыкой. Эпизод за эпизодом они складываются в непростую жизнь Алёны Чижук. Каждая подростковая драма из дневника находит отпечаток в ЖЖ и Фейсбуке, и на каждое электронное письмо находится ответ. На контрасте становится особенно заметно, как многообразно человек ведёт себя в разных уголках интернет-пространства. В ЖЖ (интересно, сколько наших читателей застали Живой Журнал?) есть длинные лирические отступления и скрытые буквами с точкой личности друзей и знакомых, в Фейсбуке — бодрые восклицательные знаки, бьющие изо всех щелей счастье и прямые эфиры с яркой помадой на губах и идеально уложенными локонами, электронные письма с короткими предложениями, за которыми — бесконечность чувств и сомнений. Такие разные истории, становясь в один ряд, открывают зрителю окно в чужую жизнь.
Ph: театр «Центр драматургии и режиссуры»
Текст: Полина Вагнер