КИНО
КЛАСС КОРРЕКЦИИ
Проблема коррекционных школ, затронутая в кинокартине, сделала этот фильм новаторским. Рефлексия над «Классом коррекции» — дебютным полным метром Ивана Твердовского о жизни трудных подростков, учащихся в одной из таких школ.
Когда я сама была еще в подростковом возрасте, прочла «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой. Тогда, признаться честно, я сделала для себя не самые глубокие выводы: для меня эта книга стала повествованием о ребятах-изгоях с разными диагнозами. Все они выросли в неблагополучных семьях, но это не помешало им стать милосердными людьми, для которых совесть — главная мера нравственной ответственности перед окружающими.

Уже в сознательном возрасте я посмотрела снятый Иваном Твердовским «Класс коррекции» и поняла, что это фильм, не имеющий практически ничего общего с прочитанной мной одноименной повестью. Молодой режиссер лишь взял в качестве заглавной темы проблему, которую до него в российском кинематографе никто не затрагивал: жизнь коррекционных школ и подростков в подобных учебных заведениях.

Почему идет восприятие подростков из коррекционных классов как изгоев общества, недостойных полноценного будущего? Почему люди с особенностями умственного и физического развития должны буквально доказывать, что они заслуживают обычной жизни, хотя они — такие же, как и все, просто остро нуждающиеся в адаптированных под их особенности условиях? К сожалению, эти вопросы до сих пор остаются открытыми.
В своей работе Твердовский показывает жизнь главной героини Лены Чеховой (Мария Поезжаева), которая в состоянии передвигаться только на коляске. Рассказывая в большей степени о частной личности, режиссер одновременно с этим демонстрирует зрителю сразу две проблемы: с одной стороны, невольно начинаешь задумываться о том, какое разное может быть отношение подростков друг к другу — оно варьируется в прямом смысле от любви до ненависти. С другой стороны, помимо взаимоотношений между подростками с нелегкими судьбами ты видишь жизнь, а вернее, процесс выживания детей в коррекционных школах. Казалось бы, в такого рода учебных заведениях должны быть созданы все условия, чтобы ученики чувствовали себя комфортно. Тем не менее, в фильме четко показано, с какими трудностями вынуждены справляться, например, такие же маломобильные люди, как главная героиня: начиная от нехватки пандуса, чтобы можно было спокойно передвигаться на инвалидной коляске, и заканчивая неразумным, порой даже абсурдным поведением взрослых по отношению к девочке-подростку.
Наблюдая за всем этим ужасом, я ощутила очевидный контраст: на фоне череды обрушившихся на героиню проблем она сохраняет в себе силу духа. Несмотря на свое тяжелое заболевание и неутешительные прогнозы врачей, отсутствие уважения и понимания со стороны классной руководительницы и других школьных работников к ней, Лена не проявляет слабость. Даже вопреки позиции родной матери к любви дочери и ее одноклассника Антона Соболева (Филипп Авдеев) и последующего предательства со стороны этого человека девушка показывает свой стальной характер.
В работе я заметила и еще один сильный контраст: ты видишь, как Лена справляется со всеми трудностями, и это, безусловно, вызывает чувство восхищения ее личностью. Но вместе с этим ты видишь, как ведет себя Антон практически в финале фильма, анализируешь поступки парня и понимаешь, что кроме отвращения этот герой не вызывает (лично у меня) ничего. А то, какие нежные чувства у них были с героиней, мгновенно забывается.
Когда я смотрела финал, начала задумываться: почему Лене Чеховой приходится проходить через весь этот кошмар? Разве она заслуживает такого отношения к себе? Когда эти страдания закончатся? И происходит чудо в буквальном смысле этого слова: она встает из инвалидной коляски и идет по школьному коридору, ставшему ей ненавистным.

Возможно, фильм немного стал похож на сказку благодаря такому финалу. Наверное, в жизни бы мучения не закончились, а наоборот, все стало бы еще хуже. Но после увиденной жестокости среди бытовых проблем и пережитой драмы такой относительно счастливый конец словно говорит, что даже в подобной ситуации всегда есть надежда на светлое будущее.
Текст: Елена Саперави