ДЕВЯТАЕВ
Картина о сильном духом и сердцем человеке без военщины и псевдопатриотизма.


Российский зритель привык думать, что картины, выходящие в преддверии дня Великой Победы — это обязательно навязанный патриотизм и паразитирование на истории и её свидетелях. Часть ли это нашего менталитета — ставить либо подчёркнуто положительный, либо сугубо отрицательный штамп, вплоть до «не смотрел, но осуждаю»?

Не все русские были героями, не все пленные были предателями — вот одна из основных мыслей фильма. Но картина не только об этом — она о прощении и понимании.


Михаил Девятаев — советский лётчик, попавший в плен во время Великой Отечественной войны и бежавший оттуда на угнанном им же вражеском самолёте. Фильм построен на официальных мифах, но, разумеется, судьба героя была гораздо объёмнее.



Большинство зрителей, пришедших на просмотр, скорее всего узнают об этой истории впервые, и акцент на самом действии, который создатели предпочли экспозиции, сделав её довольно краткой, кажется неплохим решением.

Помимо этого, часть событий происходит в воздухе, поэтому для создания сцен полётов вместо традиционной «зелёнки» использовалась игра-симулятор «War Thunder», где были разыграны и смоделированы разные сценарии воздушные боёв, а после программные данные из игры перенесли в фильм. Это позволило добиться максимальной реалистичности и сделало «Девятаева» первой российской картиной, где была применена эта технология.

Сюжет строится на противостоянии двух взглядов бывших друзей, один из которых переходит на сторону фашистской Германии, а второй благодаря своей совестливости остаётся верным Советскому Союзу до самого конца, осознавая риски и зная, что по одному из советских приказов уже является «предателем Родины».

У каждого есть своя правда, и, показывая это, фильм не скатывается в псевдопатриотизм с категорично хорошими русскими. Его героев невозможно разделить на «хороших» и «плохих», и хочется верить, что «Девятаев» станет одной из картин, благодаря которым штамп о «военщине», «паразитировании» и навязывании патриотизма начнёт исчезать из головы нашего зрителя.


Текст: Миша Белолипецкая