КИНО
Непреодолимая сила
«Перевала Дятлова»
Тайна гибели туристической группы Дятлова на склоне горы Холатчахль в уникальном проекте 1-2-3 Production, объединяющем реальность вымысла и документальность мифа.
«Я смотрю на костер догорающий,
Пляшет розовый отблеск огня,
После трудного дня спят товарищи,
Только нет среди них тебя.»
Георгий Кривонищенко
Погибли вследствие обстоятельств непреодолимой силы: к такому заключению придет оригинальное следствие по делу трагедии в феврале 1959 года. Главная загадка XX века — гибель девяти опытных туристов группы Игоря Дятлова — до сих пор будоражит воображение миллионов людей, на эту тему пишут книги, снимают документальные расследования, на форумах исследуют материалы дела и каждую частичку биографий погибших. Эта история уже стала новым мифом в мире true crime, и никакие новые выводы прокуратуры и швейцарских ученых не удовлетворят жаждущих правды людей.

Несмотря на богатый материал для кинематографистов, эту тему до проекта Premier затронул только финский режиссер Ренни Харлин в его «Тайне перевала Дятлова», зомби-хорроре с путешествиями во времени и экспериментами над людьми. И вот к 60-й годовщине трагедии был представлен крупномасштабный проект ТНТ Premier и 1-2-3 Production.

Несмотря на богатый материал для кинематографистов, эту тему до проекта Premier затронул только финский режиссер Ренни Харлин в его «Тайне перевала Дятлова», зомби-хорроре с путешествиями во времени и экспериментами над людьми. И вот к 60-й годовщине трагедии был представлен крупномасштабный проект ТНТ Premier и 1-2-3 Production.

Илья Куликов, автор идеи сериала и сценарист цветной части повествования, обращает внимание именно на человеческую сторону этой истории, ведь за всем этим поиском доказательств той или иной версии (а основных только версий гибели уже 75), кажется, уже теряется эмоциональная связь с людьми, которых эта трагедия коснулась. Для продюсеров (и режиссеров нечетных серий) проекта, Валерия Федоровича («Мертвое озеро», «Гоголь», «Обычная женщина») и Евгения Никишова («Аванпост», «Эпидемия»), важнее было показать не что именно произошло, а кем были эти советские студенты и как это событие повлияло на целую эпоху.

«Перевал Дятлова» можно сравнить с кубиком Рубика или матрешкой даже потому, что это не просто многосерийный фильм, а целый трансмедиа проект с собственной платформой-реконструкцией маршрута туристов по фото и дневникам и телеграм-ботом с документами дела. Оригинальное решение поделить восемь серий на две сюжетные линии со своей стилистикой также добавляют многогранности проекту.
НУАРНЫЙ ДЕТЕКТИВ
Первая ветка, представленная нечетными сериями (1, 3, 5, 7), рассказывает нам о расследовании гибели группы майором КГБ Олегом Костиным (Петр Федоров). Снятая на 16-мм пленку история в стиле классического нуара увлекает зрителя в квест по всем возможным версиям произошедшего: от мистических связей с оккультизмом нацистов и легендами манси до техногенных и природных вариантов. Помогает травмированному детективу с темным военным прошлым патологоанатом Екатерина Шеманова (Мария Луговая), вдова боевого товарища Костина.

Вместе они не только пытаются найти ответ на вопрос «Что же случилось с ребятами?», но и борются с собственными демонами, порожденными войной. Война становится такой же стихийной силой, как и природа зимой: она порождает смерть и холод в душах героев, которые, словно персонажи сказки о Снежной королеве, потеряли способность чувствовать, жить и любить. Это подчеркивается и картинкой в холодной цветовой гамме, и костюмами персонажей, щеголяющих в одном пальто в суровый уральский мороз. Мрачную атмосферу разбавляет персонаж Андрея Добровольского, выполняющий роль комического помощника и задающий вопросы от имени аудитории.

Цветные серии играют с ожиданием зрителя, с клише жанрового кино (это и нуар, и мистический триллер, и послевоенная драма), и наконец с самой действительностью, образуя почти сказочную, сновиденческую метареальность.
Черно-белый миф о советском человеке
Четные серии (2, 4, 6, 8) представляют собой хронику похода, стилизованную под советское кино времен оттепели. Ребята из группы Игоря Дятлова предстают перед нами портретами реальных людей, с особой любовью восстановленными по дневникам участников похода. Почти документальный подход режиссера Павла Костомарова придает сериям эффект «найденной пленки», при этом весьма качественно мимикрируя под лучшие образцы фильмов 60-х (в духе «Неотправленного письма» и «Вертикали»). Есть и совсем прямое цитирование: вроде использования музыкальной темы из «Три тополя на плющихе» или песни «Есть только миг» из «Земли Санникова». Все эти фильмы фактически несут идею о «коллективной» душе советского человека, неидеального, но обладающего лучшими духовными качествами и готового всегда и во всем помочь товарищам.


Такими и являлись по свидетельствам участники похода: Игорь Дятлов (Иван Мулин), Зина Колмогорова (Мария Мацель), Люда Дубинина (Ирина Касамара), Юра (Георгий) Кривонищенко (Максим Емельянов), Саша Колеватов (Евгений Антропов), Рустем Слободин (Роман Евдокимов), Коля Тибо-Бриньоль (Юрий Дейнекин), Юра Юдин (Максим Костромыкин). Все они — дети послевоенного времени, которые верили в светлое будущее со всем своим юношеским максимализмом.

Самый загадочный член группы — то ли Саша, то ли Семен Золотарев (Егор Бероев) — становится тем самым связующим звеном двух линий сериала и третьего смыслового пласта — военных флешбэков.

Хонт-Торум — бог войны
На первый взгляд неуместный, третий сюжетный слой в виде воспоминаний о беспощадной войне, на самом деле, добавляет трагичности бессмысленной гибели юных студентов в мирное время и вписывается в контекст эпохи. Ведь с окончания Великой Отечественной прошло всего лишь 15 лет, и говорить о контрасте восприятия мира молодым и взрослым поколением, травмированным и ожесточенным ужасом и насилием, невозможно без оглядки на этот опыт.

Смелым кажется и отрыв от образа идеального советского соладата: герои Костина и Золотарева совершают поступки, не соответствующие общепринятой морали, а за кадром военные спокойно грабят дома немецких жителей.

Создатели пытаются показать зрителям, что искать героическое нужно не в романтизации жестокости, но в действительной заботе о ближнем.
Призраки былого
Нельзя отрицать, что случай с тургруппой Дятлова — общечеловеческая травма. Ее последствия переживает каждый человек, столкнувшийся с несправедливой и необъяснимой трагедией. Через знакомство и проживание этой истории мы можем прочувствовать все эмоции: от боли за тех, кто мог бы прожить долгую жизнь, страха перед неопределенностью смерти до принятия неизбежного с верой в настоящее.

Просмотрев все сюжетные линии, зритель проходит через три условных реальности: мир живых (цветные серии), запечатленных на пленку, но существующих вне учебников истории; чистилище (военный сегмент), проверяющее каждого на прочность; и мир мертвых (черно-белые серии), живущих в человеческой памяти на уровне мифа.

Хотя рекламная кампания проекта и его создатели всегда указывали на использование документальных источников, сериал остается все-таки художественным произведением и не претендует на истину. Искренность эмоций и способность увидеть за сухими фактами прошлого портрет души советского человека — в этом главная цель «Перевала Дятлова».
Текст: Ника Маккена