театр «Мастерская»
Довлатов. P.P.S.
Ирония, остроумие, житейская грусть, атмосфера эпохи — все это проза Сергея Довлатова. Она остается популярной и актуальной спустя годы. Юмор писателя и его размышления о жизни близки и понятны современному читателю. Но именно театр помогает погрузиться в них еще больше, прочувствовать идеи, которые нес Довлатов.
Спектакль режиссера Аллы Зиминой «Довлатов P.P.S.» на сцене театра «Мастерская» — это не целостный сюжет, а, скорее, сборник зарисовок, составленный из произведений автора. Истории, лица, события, разные локации передают судьбу писателя, его «досье».

Спектакль состоит из нескольких отдельных рассказов Довлатова, среди которых — отрывки из «Заповедника», «Хочу быть сильным», «Шоферские перчатки» из сборника «Чемодан» и другие. Сюжеты соединяются монологами от лица автора в исполнении Антона Горчакова. Можно предположить, что именно поэтому в названии стоит «P.P.S.» — все, что писатель мог добавить, зрителю дается через осмысление реплик героев, монологи рассказчика и изображение атмосферы эпохи на сцене.
У спектакля минималистичные декорации: шесть стульев и стол. Больше и не нужно. Все внимание зрителя приковано к актерам, которые вовлекают его в свои истории. Ведется разговор между рассказчиком и слушателем, но действия и сюжеты сменяются быстро, не давая возможности ответить. Погружение создается и за счет костюмов — это простые платья и пиджаки, которые носили бы современники писателя.

Отдельно стоит отметить работу художника по свету. Фон менял свой цвет в зависимости от сцены, помогая создать нужную атмосферу: например, подсвечивался розовым во время романтической сцены или голубым — под монолог героя, размышляющего о жизни.
На движения актеров также стоит обратить внимание. С одной стороны, это плавный «танец», помогающий следить за сюжетом, а с другой — простые позы и жесты, которые мы видим в жизни вне сцены. Актеры поют, танцуют, прекрасно перевоплощаются. В «Хочу быть сильным» Дарья Завьялова очень удачно смогла показать сразу несколько героев: от красавицы Фриды Штейн до лаборантки Нинули и даже соседского мальчика Ромы. И таких ярких перевоплощений было много за вечер.

Спектакль идет три часа с антрактом, и за это время сменяется много образов, но один остается всегда — образ Довлатова. Точно и интересно передаются его слова — «эпоха такая». Именно ее актеры показывают, а зритель соотносит с настоящим и отвечает на вопросы, которые рассказчик ставит в начале своего повествования.

Текст: Алиса Мирошниченко