КИНО
ГРОЗНЫЙ
Телеканал «Россия 1» умеет радовать зрителей хорошими историческими сериалами. Пример тому – успешные «Екатерина», «Кровавая барыня», «Годунов» и другие. Проект «Грозный», повествующий о судьбе легендарного русского царя, не стал исключением.
Основной темой сериала стали метаморфозы молодого и амбициозного правителя в безумного старца на троне, обстоятельства, благодаря которым Иван IV заслужил своё прозвище. Сюжет развивается хронологическим повествованием, но зритель может видеть и взгляд главного героя на излагаемые события: находясь на закате жизни, он обращается к воспоминаниям и сталкивается лицом к лицу с призраками прошлого.
Стоит отметить качество производства картины. Декорации и костюмы тщательно проработаны, что позволяет окунуться в атмосферу эпохи. Создатели собрали внушительный актёрский состав: Александр Яценко и Сергей Маковецкий, играющие Ивана Грозного в молодости и старости, преображаются до неузнаваемости (Александр в интервью рассказал о том, что один коллега, работавший с ним ранее, сначала не узнал актёра на съёмочной площадке). Виктор Сухоруков, Артём Ткаченко, Юрий Колокольников, Никита Панфилов, Виктор Добронравов и многие другие знакомые зрителю актёры приняли участие в воплощении истории. Отдельно хочется упомянуть дебют Татьяны Лялиной на ведущей роли: она исполнила роль первой жены Ивана IV – Анастасии Захарьиной-Юрьевой.
Образ Грозного в сериале сильно отличается от своих предыдущих киновоплощений. Мы привыкли видеть его суровым, величественным монархом, карающим не угодивших ему людей. Эта же версия более глубока и многолика. В начале повествования, несмотря на уже проявляющуюся жестокость Ивана, невозможно не проникнуться красивой историей его любви с Анастасией, не переживать вместе с ним смерть сына, козни бояр и интриги в ближнем окружении. Но постепенно перед нами предстаёт образ страшного, мнительного, обезумевшего тирана. Грозный поистине ужасен и пугающ в своём всевластии. Он казнит без суда, допускает бесчинства, он импульсивен и недоверчив. Параноидальность Ивана передаётся и зрителю. Невозможно предугадать, на кого в следующий раз обрушится гнев государя, благодаря чему сюжет непрерывно держит в напряжении.
Помимо основной сюжетной линии, картина насыщена интересными второстепенными историями. Герои, находящиеся «при дворе», простой люд, опричники, бояре и священнослужители становятся сторонними свидетелями жизни царя. Судьбы всех персонажей переплетаются между собой, оказывают друг на друга большое влияние, тем самым демонстрируя неразрывную связь народа и своего государя и отражая состояние государства под его правлением.
Кроме того, в сериале большая роль отводится религиозной теме. Понятия зла и добродетели рассматриваются, под разными углами. Различные участники событий постоянно сталкиваются с моральными диллемами, открывают свои ценности и истинные побуждения. Центровым конфликтом, конечно, являются противоречия, происходящие в душе Ивана. Грозный одержим идей искоренения бесовщины и направления Руси на путь благочестивости, что рождает в нём непрерывную внутреннюю борьбу. И, наблюдая за ним, зритель сам непременно задаётся вопросом: в ком таятся эти самые бесы, что есть грех, а в чём заключается божий промысел?
Текст: Надежда Павлова