КИНО

Из князей в грязи

Можно вывезти мажора из красивой жизни, но вывести красивую жизнь из мажора не получится никогда
Продолжение самого кассового (до выхода «Чебурашки») российского фильма было не то чтобы долгожданным, но определенно закономерным событием. И если первый «Холоп» мог похвастаться крепким сценарием, харизматичными героями и действительно смешными шутками, то вот второй уже пытается обходиться без всего перечисленного, несясь напропалую на угнанном полицейском катере по реке успеха оригинального фильма. Казалось бы, создатели взяли за основу стопроцентно рабочую схему, только немного ее изменили: место избалованного папенькиного сынка заняла не менее избалованная маменькина дочка, проект переместился из деревни в замок, а простой истории любви для подвига теперь недостаточно — нужно непременно что-то более масштабное (например, любовь к родине). Но можно ли дважды собрать лавры, не прикладывая особых усилий?
В центре сюжета на этот раз — дочь известной чиновницы Катя (Аглая Тарасова). Девушка привыкла жить на широкую ногу, тратить деньги матери в неограниченных количествах и просто наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, не задумываясь о последствиях. Очередная выходка оказывается настолько за рамками морали, что Катю показательно судят и даже якобы отправляют в тюрьму. Вот только вместо колонии героиня отправилась в Дубай. Перевоспитанный в нормального человека бывший мажор Гриша (Милош Бикович) решает во что бы то ни стало помочь наглой и явно запутавшейся девушке встать на путь истинный. И готов сделать это любыми, даже не самыми легальными способами.
Основная проблема фильма в том, что он не решает свой главный конфликт. Какова цель всего проекта? Сделать из мажоров обычных людей, которым не чужды простые человеческие ценности. Но так называемый подвиг, который совершал Гриша в первой части во имя любви и который должен был превратить его в нормального человека, на деле обернулся полным провалом. Отношения с Лизой в реальной жизни, во многом отличающейся от деревни образца XIX века, не сложились. Работать и самостоятельно себя обеспечивать, не прикрываясь деньгами и статусом отца, герой так и не научился. Он ищет в своей жизни какой-то смысл, но все сильнее в ней разочаровывается, понимая, что к своим годам ничего не достиг, и изо всех сил желая заслужить одобрения отца. Поэтому Гриша так отчаянно цепляется за скандальный случай Кати, ведь вот она — спасительная соломинка. Он искренне верит в свою идею и с нездоровым рвением хочет добиться результата. Вот только Катя — другой человек, и тот сценарий, который в итоге не оказал должного влияния даже на него, не сработает. Да и любой другой, на самом деле, тоже. Подвиг подвигом, но невозможно по щелчку пальцев полностью поменять образ мышления человека, когда он сам этого не хочет. Конечно, эволюцией заложено, что человек приспосабливается к любым условиям, но это вынужденная и кратковременная мера. Вернувшись к своей привычной жизни, он вернется и к прежним убеждениям. Поэтому любой проект по перевоспитанию мажоров, в каких бы декорациях он ни происходил, окажется провальным. Что и показано в продолжении народной комедии, несмотря на картонный счастливый конец.
«Холоп 2» при всей своей внешней привлекательности выглядит крайне вторично. Да, это хорошее массовое кино, которое только за новогодние праздники собрало в прокате больше двух миллиардов. И наверняка соберет еще больше. Его трудно назвать выдающимся, но, возможно, именно такие вещи хочет видеть в современной действительности основная масса людей. Истории, в которых сильные мира сего получают по заслугам, а в простых людях ценятся такие качества, как доброта, преданность и готовность прийти на помощь и ближнему, и родине, когда ей это необходимо.
Текст: Екатерина Мельниченко
Фото: Кинопоиск, Кинотеатр.ру