КИНО
Альтернативная история Российской империи с кокаином и вампирами
Российский сериал о вампирах, анархистах, революции и власти, изначально не претендовавший на какую-либо серьезность, но так неожиданно срезонировавший с современностью
«Карамора». Первый сериальный опыт Данилы Козловского оказался довольно затратным и сложным: канал, для которого готовился проект, отказался от работы, и Козловскому пришлось брать кредит для дальнейших съемок. Ко всему прочему, Данила здесь является сразу продюсером, режиссером и исполнителем главной роли.

Сюжет представляет собой альтернативную историю Российской империи, охватывающую период между уже свершившейся революцией 1905 года и еще не начавшейся Первой мировой войной. Все сильные мира сего, в том числе российская императорская семья и аристократия — вампиры, о которых случайно становится известно анархисту Караморе (Данила Козловский). Один из вампиров уничтожает группу революционеров, среди них оказывается и возлюбленная героя. Ее гибель становится поводом к мести, и Карамора решает донести открывшуюся тайну до человечества и уничтожить всех нелюдей. На него начинают охоту: охранка, свои, считающие предателем, и сами упыри.
В сериале множество отсылок к реальным событиям того периода (взрыв на Аптекарском острове, дело Вадима Кровяника и т.д.) и известным личностям — Распутину, Маяковскому, Шаляпину, Ленину, Сталину, Столыпину (правда, от них остались только имена). В историю страны вплетают вампиров, пытаясь с этой позиции показать и объяснить общеизвестные факты. Но стройного сюжета нет, постоянно появляются логические дыры и несостыковки. Сценарий является еще и дикой смесью различных культурных отсылок. Например, провокатор Петр Каразин «Карамора» взят из рассказа Максима Горького, а Толстому в сериале процитируют фразу «На словах Вы Лев Толстой, а на деле…». Как ни странно, это доставляет определенное удовольствие. Сериал буквально балансирует на грани кринжа.
Визуал изобилует насилием, кровью и обнаженными женскими телами. В первых сериях подобное возникает так часто, так много и так не к месту, что просто начинает надоедать. А зритель, возможно, все же не понял, что Юсупов нюхает, стоило бы еще уточнить пару десятков раз. Но темп быстр, события развиваются стремительно и скучать действительно некогда.

Наш невероятно смелый, справедливый и замечательный герой противостоит злу в лице вампиров, упивающихся властью и кровью народа. Но так ли все однозначно? Те метаморфозы, что претерпит Карамора, подводят к мысли, которую можно описать словами Фандорина из «Статского советника»: «Вечная беда России. Все в ней перепутано. Добро защищают дураки и мерзавцы, злу служат мученики и герои». Персонаж Козловского трансформируется по ходу действия, и нельзя не отметить, как возрастает интерес к его герою, изначально потерянному на фоне других. Обычно амплуа Данилы — хорошие люди, что в процессе совершенства становятся еще лучше. Здесь другой случай. Тот факт, что Козловский сам ставит и продюсирует сериал, наводит на мысль, что и он устал от подобных предложений.
Кроме Козловского можно увидеть Филиппа Янковского, Дмитрия Чеботарева и Елизавету Климову, Ольгу Бодрову, Никиту Кукушкина и многих других. Филипп Янковский шикарен, он крадет все внимание зрителя. Во время первого появления можно даже услышать нотки интонации его отца, Олега. Герой Янковского — граф Руневский — умен, утончен, ироничен и не менее смел и решителен, чем протагонист. В Руневском сочетаются юношеский пыл и стать умудренного взрослого. Вместе со Свешниковым (Андрей Смоляков) и позже Алиной (Дарья Балабанова) они составят команду, которая привнесет в сериал больше юмора и иронии. Любовная линия, появляющаяся в середине сериала, не станет центральной (что хорошо), но добавит напряжения.
Интересно наблюдать и за второстепенными персонажами: Нобель (Александр Алябьев), вступающий в борьбу для того, чтобы скрасить последние дни и сделать что-нибудь поистине великое, грузинская революционерка Пация (Нино Нинидзе), которую выведут из сериала достаточно быстро, практически не раскрыв, или граф Дашков (Дмитрий Чеботарев) и бесконечное напряжение в его отношениях с Руневским. Хоть и неожиданно было увидеть в роли Распутина Александра Ильина-мл. (которого мы все можем помнить по сериалу «Интерны», кстати, как и Одина Байрона) — его старец не уступает уже представленным, а в некоторых аспектах даже выигрывает. Экранный князь Юсупов, несомненно, далек от прообраза, но Евгений Шварц пленяет зрителя своей пластикой и грацией.

«Карамора» — сериал, которому однозначно стоит дать шанс. При всех порою странных решениях и поворотах сюжета он идейно, визуально и стилистически хорошо выполненный, динамичный и с отличным актерским составом.

Текст: Анастасия Вайс-Гросс