КИНО
МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР
Пожалуй, самая громкая премьера апреля: экранизация многими любимой российской комикс-истории от ребят из «BUBBLE». Но не успел фильм выйти в прокат, как, помимо сугубо положительных отзывов от фанатов, стали появляться комментарии, обвиняющие картину в провластности: по мнению этих людей, кино про полицейского-супергероя, конечно же, является пропагандой. Это две крайности, соответствующие российскому менталитету; авторы картины через своих героев показали, на мой взгляд, несколько интерпретаций одной позиции, и это далеко не в контексте «хорошего» и «плохого».
К майору Игорю Грому никак не применима приставка «супер-»: он «действует не по уставу», «табельное не носит», «инструкции не соблюдает». Игорь работает без команды и ставит себя выше других, смело заявляя, что он лучше целого отдела, использует нестандартные методы для решения проблем. Прокопенко задает ему вопрос, над которым думаем мы все: «Ты кто, супергерой, что ли?»
Но ведь если он «будет действовать по уставу, то никого никогда не поймает». Отсюда можно понять, что, несмотря на нелюдимость и грубость методов Грома, на первом месте у него стоит справедливость. Она гораздо важнее бумаг, и он будет действовать любыми способами, чтобы её добиться.
Игорю в руки попадает дело Кирилла Гречкина – очередного сына депутата, не видящего границ, который насмерть сбил девочку из детдома, будучи за рулём своего спорткара. Её старший брат Лёша Макаров попытался добиться наказания для Гречкина, но тот довольно предсказуемо откупился от судьи и ответственности за содеянное не понёс.
Именно Кирилл становится первой жертвой Чумного Доктора – главного антагониста фильма. Сжигая сына депутата заживо в его собственной машине, при этом ведя трансляцию в социальной сети «Вместе», Чумной Доктор запускает цепь событий в жизни главного героя, которая в дальнейшем заставит Игоря поменять свои взгляды. Идея главного антагониста заключается в избавлении города от алчности и беззакония очень радикальным путём, и вещает о них он с трибуны самой крупной социальной сети в России. Сам создатель «Вместе» – Сергей Разумовский – наверняка не мог подумать, что его идея о свободе слова, являющейся неотъемлемой частью любого человека, которую он воплотил, может быть понята так превратно. Хотя и он, и Чумной Доктор, и люди, подхватившие идеи маньяка – все хотят лучшего для города, только лучшего по-своему.
По итогу мы имеем три (или четыре?) разных видения достижения справедливости: принцип заслуг, где наказание получают исходя из тяжести совершенного преступления, и два по-своему радикальных метода, границей между которыми служит совершение убийства. И всё равно получается разделение на хорошее и плохое.
Но именно Лёша Макаров становится связующим звеном между этими позициями, поскольку он проходит через них в течение фильма. Когда убийцу его сестры оставили без наказания, он понял, что ни о какой справедливости не пойдёт и речи, пока есть такие люди, как Кирилл Гречкин, пока есть такая система. Он успевает проникнуться идеями Чумного Доктора и успевает от них отказаться, поскольку понимает, что зло породит ещё большее зло.
Что важнее: действовать не по уставу или доверять правилам и законам? Свобода или безопасность? Такие вопросы, на мой взгляд, заложили авторы в эту картину, хотя кто-то наверняка найдёт в ней и политический контекст, который никто туда и не думал закладывать.
Несмотря на то что это авторская, в какой-то мере локальная картина, она будет понятна и простому обывателю, не читавшему комиксы, и, как минимум, зацепит своей «русскостью», отличающей её от фильмов Marvel и DC.
Ну и, разумеется, у фильма отличный сценарий, в котором задаются очень правильные и актуальные для нашего общества вопросы. В нём всё тонко и красиво связано, показаны все отсылки на комиксы (на премьере это вызывало отдельный восторг у поклонников), отлично подобранный актёрский состав. Всё это очень подкупает, и, возможно, если бы главных героев не звали Игорь, Дима и Серёжа, фильм едва ли можно было отличить от того же фильма Marvel. Операторская работа вкупе с саундтреком заставляют вжиматься в кресло. Секвенция с Громом и бедными входными дверьми, изобретательно смонтированная в крутящийся барабан; каждое появление Чумного Доктора – в особняке Гречкина, в доме владелицы банка, на свалке, где он выступает в роли настоящего инквизитора; захватывающие сцены драк, погонь и интеллектуальных перепалок, – всё это выполнено на высшем из уровней. Он снят не на государственные деньги за довольно короткий срок, и это ещё больше поражает. Безусловно, подобные картины нужно поддерживать.
Наш кинематограф не стоит на месте, и увидеть это лично вы можете, поддержав картину рублём: купите билет, запаситесь попкорном и наслаждайтесь.
Текст: Миша Белолипецкая