КИНО
МИР! ДРУЖБА! ЖВАЧКА!
Разбираемся, почему "Мир! Дружба! Жвачка!" ― один из лучших примеров сериалов, показывающих реальную жизнь в России в 90-е годы.
В конце апреля 2020 года российский сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» вышел
на видеосервисе ТНТ Premier. Помимо положительных отзывов от ностальгирующих миллениалов картина получила и скептические оценки. «Да не одевался так никто в 90-е!», «Не ел никто попкорн из таких пачек!», «Что за адаптация американских «Очень странных дел», только показывают не теплые 80-е с подростками и пришельцами, а лихие 90-е годы с бандитами и семейными драмами?» — можно было услышать от зрителей. Тем не менее совсем недавно, в мае 2021, вышел второй сезон сериала.
Итак, в центре сюжета жизнь главного героя — подростка Саньки Рябинина. Самый что ни на есть обычный 14-летний парень живет самой обычной жизнью, как и большинство ребят поколения 90-х: на месте ему не сидится, он проводит время вместе с друзьями — Вовкой и Илюшей. А после знакомства с новенькой в районе девочкой Женей, смело ворвавшейся в их пацанскую компанию, жизнь Саньки, его семьи и друзей и вовсе становится другой и прежней точно никогда больше не станет. Мальчишка окунается с головой в омут проблем и постоянно пытается геройствовать, но при этом совершенно не понимает, с кого из членов семьи брать ему пример: хабалки-матери, робкого отца, тронувшегося умом деда или великодушного бандита дяди?
Сразу стоит отметить актерскую игру. В «Мире! Дружбе! Жвачке!» мы видим молодых, еще не совсем опытных, но выглядящих убедительно актеров, так называемое «братство крыши»: Егора Губарева в роли Саньки Рябинина, мечтающего стать таким же отважным, как и его дядя, который прошел афганскую войну; Егора Абрамова, исполняющего роль хулиганистого Вовки; Федора Рощина, который предстает перед зрителем закрытым пареньком Илюшей; и Валентины Ляпиной в образе Жени — смелой девчонки с пацанским характером.
Мы видим и артистов более опытных: Степану Девонину удалось очень точно передать своего персонажа Федора Рябинина — невинного с первого взгляда мямлю-доцента, отца Саньки и его младшей сестры Вики. Он буквально исчезает рядом со своей женой — грубой диктаторшей, главой семейства, которую играет Ксения Каталымова. Ее героиня Надежда Рябинина получилась очень сложной, сильной и уникальной, таких женских образов российский зритель до «Мира! Дружбы! Жвачки!» не видел. Юра Борисов, который для кинолюбителей уже давно полюбился как актер, словно рожденный для проектов о девяностых и роли военного человека, на этот раз предстал на экранах в роли ветерана афганской войны, оставившей отпечаток в виде психологической травмы.
Нужно сказать, что в сериале удалось очень четко показать атмосферу лихих девяностых — времени, когда никто, ни взрослые, ни подростки, не могли до конца разобраться, кому можно доверять, а кому нет, эту неопределенность проблемной эпохи из-за огромного количества точек зрения. С помощью чередования легкости и драмы, подростковой романтики и серьезных выяснений отношений между пылкими кавказцами, забавных сцен и разборок с теми, кто «крышует» район ― именно благодаря этому все, кто работал над сериалом, справились с трудной задачей ― показать разные взгляды разных поколений на эпоху девяностых, а на примере одной семьи показать жизнь каждого человека в России этого времени.
Более того, весь сериал сопровождается соответствующим плейлистом. С одной стороны, исполнительницы Земфира и Гречка кажутся несочетающимися и разрывающими поколения девяностых и двухтысячных между собой. Но, с другой стороны, лично мне как зрителю кажется, что это сочетание классики 90-х типа Татьяны Булановой и Владимира Преснякова с современными хитами и перепетыми песнями группы «Кино» позволяет более старшему поколению снова окунуться в молодость, а более юного зрителя переносит в эпоху молодости их родителей.
Текст: Елена Саперави