КИНО
ШУМ
Дерзкое кино о многогранной стороне жизни культурной столицы и пересечении судеб в ней.
Петербург — культурная столица России. Это город самовыражения, здесь каждый найдет свое призвание и место. Именно в Петербург и приезжает из Краснодарского края страдающий заиканием главный герой Илья Лихой. Приезжает не просто так, его цель — рэп-баттл. Илья — уже состоявшийся талантливый рэпер, которого любит публика, и предстоящее состязание для него служит вызовом: победа в нем это отличный шанс показать себя и, возможно, закрепиться на новом месте. И, казалось бы, город неимоверной красоты, культуры и уважения. Но баттл проходит в месте с контрастным названием «Под землей». И параллельно с тем, как Илья опускается в подвальное помещение одного из зданий, зритель с головой опускается в грязь и непотребства оборотной стороны Петербурга.

Здесь люди, как звери на арене. Сражающиеся в баттле загнаны в клетку, чтобы помериться своими талантами. Вокруг стоит толпа, и она наводит шум, создавая атмосферу хаоса и ненормальной свободы, порождаемой богохульством и распутством. В этой сцене мы знакомимся с типичным представителем «того Петербурга», Кириллом с прозвищем Даблкилл, известным рэпером северной столицы. Он крут, у него есть деньги и влияние, он может позволить себе все, что хочет, но... достаточно ли ему этого? Как говорится, время покажет.
Шум, шум, шум. Здесь в стенах стоит спертый воздух, запах сигарет и пьяного угара. Здесь грязно, тошно и противно. От этого вида появляется только одно желание: выйти подышать. Пробираясь по лабиринтам к выходу на улицу, Илья неожиданно натыкается на девушку, и весь мир замирает. Это мгновение, словно глоток чистого воздуха в смоге, стоит их глазам пересечься, как впервые опускается долгожданная тишина. Но краток сей чувственный момент: девушка уходит, и главный герой возвращается в сплошной непроглядный шум. Вместе со своим соперником по баттлу Илья выходит наружу, где получает в подарок символическую «куртку свободы». Надев ее, он вместе с Кириллом отправляется познавать «тот самый» свободный Петербург.

Кирилл приводит Илью в свой мир: мир больших денег, разврата, алкоголя и наркотиков. Мир безграничной, безнаказанной свободы. Мир, где ты можешь принимать запрещенные вещества, заметно превышать скорость за рулем — и ничего тебе за это не будет. Ну, как вам такая культурная столица? Именно на этой изнанке города мы и встречаем королеву парада — куртизанку Вики. Она вертится в мире богатых, как рыба в воде, и найдет любой способ, чтобы извлечь выгоду для себя. Но у изобилия бездушных денег тоже есть оборотная сторона: отсутствие истинных чувств. Или же они все-таки есть? С этим зрителям придется разбираться по ходу сюжета вместе с неугомонной Вики.
Кирилл помогает другу устроиться на работу в порт. Не самая простая и легкая работа... И не самая бесшумная: и днем, и ночью там стоит шум работающей техники. Илье открывается другая сторона его тихой любви с первого взгляда: девушка волей судьбы оказывается замешанной в наркобизнесе. Главный герой стоит на перепутье: не лезть или попытаться разобраться с этим в погоне за заветной тишиной. Но тьма поглощает людей вокруг, что оказались в опасной близости к ней. Сумеет ли Илья выстоять в этой серьезной борьбе высокой любви и тени, что отбрасывает даже самое светлое тело?

Многогранный Петербург и многогранные люди в нем. Не один раз за фильм зритель успеет перенестись из душного подвала в роскошные апартаменты, из общества легкомысленной толпы в общество продажных аристократов. Уникальная возможность для зрителя побыть в шкуре главного героя и позволить себе метаться вместе с ним, а вместе с тем и понять простую истину: обилие шума есть следствие отсутствия тишины, и это выжигает тебя изнутри, заглушая возможность мыслить трезво.
С середины фильма уже непонятно, где свет, где тьма, — все смешалось в одну массу с разными оттенками. Каждый герой идет по шкале времени в свою сторону, к своим заветным мечтам. И на своем пути они все больше раскрываются зрителям с разных сторон. Мы видим конфликт Кирилла со своим отцом, который не проявляет к сыну должного отцовского внимания. Мы видим сомневающуюся Вики, которая пытается отделить настоящие чувства от искусственных. Мы видим озверевшую массу людей на очередном рэп-баттле, которые как раз играют на тех самых истинных чувствах Ильи. Состязание должно было быть местом самовыражения и великого творчества, а получилось нечто, похожее на гладиаторские бои, и каждый бой не на жизнь, а на смерть. И мы видим Илью, который вопреки наседающей со всех сторон тьме пытается сохранить свет внутри себя. Он борется с обстановкой вокруг словами, зачитывая рэп, — это помогает ему не только преодолеть заикание, но и выразить одним мощным потоком все наболевшие чувства. Илья выбрал весьма сильное современное оружие, но достаточно ли «музыки протеста» для борьбы с тьмой?
Виски пульсируют от шума вокруг, а герои даже не подозревают, как этот самый шум начал просачиваться в их нутро, словно поражающая организм зараза. Сумбур, скорость и духота везде. Забыться хотя бы на мгновение зрителю удается лишь в сценах с Ильей и Гули. Это и есть те самые незаменимые моменты умиротворяющей тишины. Счастье ее любит, так ведь? Однако влюбленному сердцу не прикажешь, поэтому в попытках спасти утопающую в наркобизнесе Гули Илья решается на порой безумные поступки. Ведь каждый заслуживает немного помощи, чтобы стать лучше.

«Ты дерьмо. И я такое же дерьмо», — буквально вырывается из уст Кирилла в разговоре с отцом в одной из заключительных сцен. И, о чудо! Мы не слышим ничего. Мы видим лишь осознание героем своего пути, стоящую вокруг тишину и первые шаги по дорожной полосе, которая может стать той дорогой в светлое будущее, о которой любят говорить. Время уж точно покажет.
Удивительная вещь — время. Оно все всегда расставляет по своим местам. Как поразителен тот факт, что мы сами можем выбрать нужное для нас время и прожить его так, как хотим того сами. Мы можем рассуждать об этом, шагая рядом с одним из героев по пустынной дороге подземного туннеля. Куда — неизвестно. Но рано или поздно в конце тоннеля покажется свет, вот только для каждого он будет свой. Ведь мы сами выбираем свой путь и свое время. В любом случае, этот свет в конце — еще не конец, он может являться началом чем-то большего, но это будет уже совершенно другая история, с другими людьми и в других местах. И поведает ее зрителям уже совершенно другой рассказчик. Тот самый, который сумел сохранить внутри себя свет до победного конца.
Текст: Арина Федяева