КИНО

Вот мой Онегин на свободе

Свет решил, что он умен и очень мил
Глаза зрителей по всему залу прикованы к экрану. Стоит абсолютная тишина, прерываемая редким шуршанием и голосом с экрана. Это Татьяна Ларина губами в малиновой помаде театрально объясняет Онегину, что их чувства должны будут завянуть, ведь теперь она замужем. В ее глазах стоят слезы, она делает драматичную паузу, на выдохе произносит заветное: «Но я другому отдана, я буду век ему верна», резко разворачивается и уходит, оставляя Евгения, чье лицо еще больше сморщинила гримаса грусти, одного. Музыка взрывается скрипками, а зал заливается аплодисментами: именно такого «Онегина» все ждали. Людям нравится эта броская, почти голливудская «история любви, покорившая мир». Есть и недовольные, однако каждая попытка снять книгу на камеру неизбежно вызывает шквал критики — это закон.
Оставим литературную и историческую точности литературоведам с историками и взглянем на «Онегина» Сарика Андреасяна в первую очередь как на кино, а не экранизацию, тем более что фильм явно рассчитан на широкую аудиторию. Те, кто не знаком с оригинальным романом, смогут погрузиться в сюжет, а любители Пушкина увидят образы не только из «Евгения Онегина», но и из других произведений писателя. Повествование ходит на грани между бережным обращением с первоисточником и художественными допущениями. Онегин, который смотрит на девушек, сбегает от нежелательных гостей и не может жить без кофе по утрам, может быть, и отличается от оригинального образа, но кажется ближе современному зрителю. Кому из нас не хотелось бы резвым галопом скакать по полю, забыв все проблемы? Виктор Добронравов, возможно, выглядит не совсем как молодой повеса из Петербурга, однако со своей ролью справляется старательно, вытягивая героя харизмой.
Татьяна Ларина же в исполнении Лизы Моряк будто растеряла все краски, из «милого идеала» превратившись в серую мышь. Да, чувствует она так же тонко, потенциально выдавливает у зрителя слезу грустными глазами и придыхательными речами, но все же складывается впечатление, что у актрисы не получилось проникнуться героиней. Она прекрасная в образе повзрослевшей светской дамы Татьяны, но тихую мечтательную девушку из провинции у нее отразить не получилось. Особенно заметен контраст в сценах с сестрой Татьяны, Ольгой Лариной. Таня Сабинова замечательно справилась с этой ролью: она пышет жизненной энергией и именно ей так и хочется сопереживать. Романтическая линия Ольги с Ленским, которого играет Денис Прытков, пожалуй, является самой трогательной частью фильма. В их любовь веришь, а их страдания без труда разделяешь. Печальный конец этого романа ранит в самое сердце, а добивает зрителя сцена с Ольгой у могилы поэта. Зима сменяется летом, но неизменной остается фигура девушки, читающей стихотворение. Она одиноко стоит под деревом, сжавшаяся на фоне давящего пейзажа, а с ее лица до конца повествования пропали былые краски.
Книжные экранизации всегда вынуждают режиссеров идти на необычные сценарные ходы. Так в «Онегине» появилась фигура рассказчика Владимира Вдовиченкова. Он невидимым для героев призраком проходит по сюжету, перемещаясь по местам событий, и вставляет цитаты из романа, которыми разделяет повествование на части. Выходит, что «Онегина» Сарика Андреасяна рассказывает не Пушкин, а мужчина средних лет в исторической одежде, с приятным голосом и свободными манерами.

Повествование в фильме ведется и визуально. Среди самых запоминающихся сцен — кошмары Татьяны и Евгения, которые резко контрастируют с тоном основного действия. Они выступают острой нотой нервного хоррора, от которого хочется проснуться. Также стоит отметить то, как показаны знаменитые письма обоих героев. В этих сценах мечты персонажей обретают плоть и кровь, увозя зрителя по действительно красивым картинам надежд отправителей. И, конечно же, главным украшением фильма является финальная сцена объяснения Онегина и Татьяны. В ней и актеры будто разыгрались, войдя в свою наилучшую форму, и постановщики выдержали нужную напряженность. Отдельное «спасибо» надо сказать композитору фильму Георгию Жерякову — без его невероятной музыки все эти сцены не были бы и близко такими завораживающими.
От «Онегина» не стоит ждать скрупулезного следования первоисточнику или исторической точности. Это фильм для тех, кто готов отпустить пыльные страницы классики в свободное плавание по рукам режиссера, или для тех, кто очень смутно помнит содержание романа. Одно можно сказать точно: ни одну секунду из всего хронометража нельзя назвать скучной.
Текст: Ирина Адаменко
Фото: Кинопоиск