пространство «Внутри»

Петрушевские чтения

Зачем надо ходить на актерские читки, особенно если на сцене – пьесы Людмилы Петрушевской
Наш зритель в большинстве своем человек формата классики. Сходить в театр, желательно на постановку по мировой литературе, а потом по расписанию променад в фойе с тонким бокалом шампанского. И бутерброд не забыть взять – это вообще дело святое. Разглядывая фото актеров, мы восклицаем: «О, ты помнишь его? Нет-нет, он был в этом фильме с этой… которая еще в Моссовете играла просто потрясающе, лет десять назад был спектакль». Эта атмосфера русского театра дорога любому сердцу, особенно нашему. Но надо выходить из зоны комфорта и экспериментировать. Читки – это формат, когда на одной сцене собирается команда из нескольких актеров. Никаких декораций, даже одежда часто повседневная. В руках у актеров есть только текст пьесы. Интересно, что этот абсолютный минимализм никак не мешает погрузиться в происходящее на сцене. А с 4 по 5 марта в пространстве «Внутри» происходило всякое. И все по творчеству Петрушевской.
День первый: о свободе выбора и синтезе музыки с театром

Первой читкой, на которую мы попали, стала пьеса Петрушевской «Еду в сад». На первый взгляд, две женщины с такими разными судьбами: Оля только что вышла из тюрьмы, откуда ее вытащила Мария, волонтерка из фонда помощи заключенным. Повадки у бывшей зэчки соответствующие месту, в котором она находилась. Оля сразу просит «Беломор». А еще просит у Марии разрешение называть ее мамой. Судьба как будто изначально не дала Оле ни единого шанса жить по-человечески: плохая компания, изнасилование в подростковом возрасте и приемная семья. В тюрьму она попала, когда при обыске у нее нашли кокаин. Оля взбрыкивает – такой дорогой наркотик она никогда не могла получить, его подкинули. Причина, как говорит девушка, очевидна: полицейский хотел получить долю квартиры, в которой жила Оля.

Слова режиссера Владимира Комарова вписываются в общий сюжет, где Марина (только на первый взгляд) представляет собой добро, а Оля – исключительное зло: «Я не думаю, что надо разделять людей на тех, кто стоит за белыми и черными стенами. Эта пьеса про человека, который делает шаг вперед и идет своим путем. Верным или ошибочным – это не так уж важно. Главное, что своим».
«Черное пальто» в постановке режиссера Рузанны Мовсесян открывает Людмилу Петрушевскую не только как драматурга повседневной жизни. Писательница предсказала события 2021 года в рассказе «Пандемия», когда слово «коронавирус» стало пестреть в заголовках новостей всего мира. На сцене актрисы, знакомые зрителю еще со «Сказок Пушкина»: Нелли Уварова и Дарья Семёнова. Как и в Сказках, музыка играет на сцене далеко не последнюю роль. Концертмейстер Мария Кальянова вместе с Давидом Мовсесяном, который и написал музыку для этой читки, погружают зрителя в атмосферу, где страх подбирается по-кошачьи мягко, неслышно переступая лапами. Скрипка и фортепьяно сливаются в один мотив – и вот мы за героиней «Черного пальто» идем по заснеженному пустому городу или вместе с молодым человеком из «Пандемии» возвращаемся в квартиру, где еще недавно жила большая семья из трех поколений.
Мы поговорили с Рузанной и Давидом Мовсесяном о дуэте музыки и театра на сцене.

— Музыка важна для меня в силу разных причин. Помимо того, что мой сын Давид – скрипач, я считаю, что спектакли надо в первую очередь слушать. Я давно хотела поработать с Давидом и очень рада, что это удалось сделать именно над произведениями Петрушевской, – рассказывает Рузанна.

— Как только мне дали этот проект, я заперся в своей комнате и неделю писал музыку. С удовольствием повторил бы этот опыт снова. Совмещать музыку и театр не просто интересно, но еще и важно. Это помогает зрителю еще больше погрузиться в историю героев на сцене, – делится своим впечатлениям Давид.
«Время ночь» – это пьеса, которая больше всего раскрывает трагизм повседневной жизни. В читке под руководством режиссера Жени Беркович – конфликт между женщинами в одной семье, в эпицентре которой любви так же много, как и боли. Пожилая поэтесса растит внука и заботится о больной матери, пытаясь свести концы с концами. Дочь появляется на пороге еще с двумя детьми, ставя главную героиню перед выбором: кем из семьи придется пожертвовать, чтобы другие смогли жить. Трудная пьеса о том, что достойным людям всегда выпадают самые сложные испытания, оставляет тяжелый осадок у зрителя. Особенно когда на сцене – талантливые актрисы театрального проекта «Дочери Сосо».
День второй: важно, чтобы дома тебя кто-нибудь ждал

Пьеса «Два окошка» под режиссурой Алексея Золовицкого, наоборот, рассказывает о силе духа детей, которые ждут отца из морского рейса. Эта читка самая масштабная по количеству задействованных актеров. Ребята зажигают свет в доме по ночам, чтобы отец знал, куда надо плыть. Даже когда к берегу прибивает только фуражку капитана, его дети не сдаются и продолжают зажигать светильник. Против них – взрослые, все, кроме смотрителя маяка, который однажды рассказывает монтерам историю детей. Когда во всем городе отключается электричество и даже маяк перестает работать, мальчик с девочкой поджигают дом, чтобы отец мог в буре найти дорогу обратно. Это история о том, что человек может вернуться откуда угодно, главное, чтобы было место, где его ждали.
«Петрушевские чтения» – это проект, который раскрывает писательницу, как автора произведений разных жанров: страшилки «Черного пальто», драматургия рутины «Время ночь», социальная драма «Еду в сад» и сказка «Два окошка». Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: Пространство «Внутри»