Электротеатр станиславский
Полковник-Птица
Удивительно актуальная история о пациентах психбольницы, вышедших на тропу войны.
Электротеатр «Станиславский» давно получил репутацию экспериментальной площадки, на которой обретают воплощение как классические произведения, так и современные пьесы. Благодаря работе на стыке различных искусств и уникальных технологий каждый спектакль становится не только красивым событием, но и поводом для диалога со зрителем об окружающей его реальности. В этом смысле постановка режиссёра Романа Дробота «Полковник-птица» по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева оказывается особенно актуальной. Хотя, казалось бы, трудно найти параллели с нашим временем в спектакле о том, как всеми забытые пациенты психиатрической больницы в Балканских горах после бури обнаруживают на территории груз с военной формой и начинают жизнь с чистого листа в качестве боевого отряда.
Многим наверняка знакомы играющие в «Полковнике-птице» Антон Лапенко и Дмитрий Чеботарёв, которым достались роли Киро и Давуда, обитающих в больнице. Герои получились яркими, запали в память, но на этом впечатления не заканчиваются, и сейчас я объясню, почему.
В первую очередь хочется отметить атмосферу, созданную на сцене одними и теми же декорациями. Они выступают и укрытиями для пациентов в самом начале, и оборудованием военной базы, в которую превращается больница после ошибочно сброшенных на неё самолётами ООН ящиков с армейской формой. А декорации эти — строительные вышки, на протяжении всего спектакля кое-как прикрытые иконами, ведь больница находится в здании монастыря. В этом заключается особая символика. Для большинства пациентов Бога, кажется, не существует. Как и веры в то, что им станет лучше. У них уже сложилось своё маленькое государство, в которое легко попасть, но вот покинуть никак не получится — даже у телефона, с которого Доктор (Евгений Самарин) пытается почти ежедневно дозвониться до областной больницы, давно перерезан шнур. Бог обнаруживается неожиданно. Упавшие на территорию ящики с военной формой — только предзнаменование Его появления. Едва облачившись в камуфляж, немой до этого Русский (Антон Филипенко) — он же Полковник — внезапно обретает дар речи. И не просто обретает, а использует его в полную мощь, собирая из других пациентов персональную боевую единицу. Если сперва Доктор подыгрывает больным, наблюдая за своеобразным психологическим экспериментом, то спустя некоторое время становится частью отряда, где все равны. Не считая, разумеется, Полковника, заменившего в стенах бывшего монастыря христианского Бога. В какой-то момент начинаешь понимать, что ты сам поддался правилам безрассудной околорелигиозной игры.
Трактовать сюжет тому, кто на «Полковнике-птице» не побывал, нелегко. Анализировать увиденное можно с разных сторон: думать об ужасах войны, о хрупкости человеческой психики, о том, что все мы равны, и о том, что шутки в спектакле отличные. Если вы пожелаете на пару часов оказаться в другом мире, где в ядовито-красном освещении пациенты-военные внезапно начинают стремительно танцевать «Калинку», а напряжённую тишину периодически прерывает механический голос детской игрушки — приходите. И если захочется увидеть, как люди создают себе Бога, счастливо примиряясь с его властью, – вам тоже сюда.
В конце концов, возможность выбора у вас пока есть... в отличие от подчинённых Полковника.
Ph: Электротеатр «Станиславский»
Текст: Александра Рачина