КИНО
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ
Размышление о том, в чем привлекательность сериала об изнанке азартных игр и почему важно оставаться собой даже в мире, в котором все продается.
Что еще совсем молодой парень с нелепыми кудряшками и заиканием забыл в дорогом казино, где просаживают деньги крупнейшие городские авторитеты? Как за короткое время из этого неловкого студента с возможно неплохим научным будущим Никита Пирогов (Максим Матвеев) превратился в мужчину в стильном костюме, гордо называющим себя одним из совладельцев казино? «Теория вероятности» — сериал про то, как деньги и власть меняют человека, и про то, что внутренние убеждения изменить невозможно.
Его сюжет не совсем детективный, не совсем мелодраматичный и не совсем предсказуемый: главный герой раз за разом проявляет свои неординарные интеллектуальные способности, принося казино небывалые деньги и постепенно устраивая свою жизнь. Пирогов напоминает Остапа Бендера той легкостью, с которой он справляется с нетипичными задачами, умением очаровывать людей и отсутствием стремления к прибыли как к таковой. Для Никиты процесс важнее результата, он любит математические формулы за их красоту, а не за прикладную ценность, и этим он бесконечно поражает и очаровывает всех вокруг, начиная от своего друга Акелы (Артем Ткаченко) и заканчивая своей будущей женой Наташей (Александра Ребенок).
По атмосфере «Теория вероятности», как бы неожиданно это ни прозвучало, напоминает шпионский блокбастер. Герои четко совершают продуманные действия, следуя скрытому от зрителей плану, их движения отточены, наблюдать за ними увлекательно, построенные сложные схемы затягивают с головой, и ни на секунду не верится, что все происходящее может быть правдой. Вроде бы ни у кого из персонажей нет суперсилы, но математические формулы на экране переизобретаются заново и действуют не совсем (вовсе не) по реальным законам. Вроде бы действие происходит в обычном российском городе, но на экране казино работают вовсю, когда на территории нашей страны игорная деятельность запрещена уже больше десяти лет. И все это составляет ощущение сказочности, глянцевости происходящего. Впрочем, несмотря на всю свою сказочность, мир сериала далеко не идеален, а от большинства его персонажей хочется держаться подальше. На этом фоне неожиданные моральные принципы некоторых героев кажутся даже трогательными и располагающими к себе — не так легко в мире азарта, алкоголя и игорных фишек сохранить убеждения.
На протяжении всех серий «Теории вероятности» кажется, что мы наблюдаем за нравственным падением Никиты. Кажется, что и мать, и жену, и лучшего друга, и даже только что родившегося ребенка он готов променять на деньги. В течение всего сериала пружина недоверия к главному герою в зрителях закручивается, чтобы резко распрямиться в последней серии. Ощущается то ли стыд, что позволил себе усомниться в намерениях Пирогова, то ли облегчение, что был не прав. На протяжении всех серий «Теории вероятности» мы наблюдаем за борьбой Никиты с жестоким миром, за его следованием идеалам и нежеланием сдаваться, продаваться, ломаться. И это становится отрезвляющим напоминанием о том, что смена укладки, манеры говорить и квартиры – всё это никогда не было и не будет поводом изменять себе.
Текст: Мария Дорофеева