пространство «Внутри»

Дельфины водят экскурсии для ныряльщиков

Утренник в открытом космосе
Спектакль «Рисовая собака» Жени Беркович — что-то среднее между утренником, концертом и погружением в фантасмагоричный, удивительный и далекий, как космос, мир поэзии Федора Сваровского. Причем погружение происходит с головой.

В спектакле, как и в поэзии Сваровского, все условно. Настолько, что нет четкой границы между нашей повседневной реальностью и выдуманным миром, полным космических и научно-фантастических гротескных штампов, которые мы все где-то точно видели. Возможно, в фильме про очередной бороздящий бескрайний ледяной космос корабль, возможно, в детской книжке с перечислением видимых на небосклоне звезд. Персонажи этой вселенной причудливы и нереальны.
И с этим далеким и выдуманным соседствует постсоветская простая, пусть и вывернутая наизнанку, но такая знакомая, реальность. Где хватает на отпуск только одному члену семьи — тому, кто больше всего устал, где на прогулке с собакой можно узнать от соседки телепрограмму на вечер, где вдали от дома вспоминаешь не о чем-то метафизическом и духовном, а о простых котлетах, которые готовит кто-то родной на ужин.
дача — символ новой, очищенной жизни
бизон — это космос
ложка это, конечно, Настя

а суп — это радость как она есть
суп — это
абсолютное
вселенское
счастье

Спектакль начинается, как концерт в детском саду: вот зайчик, вот лисичка, вот кибер-рыцарь бьет кого-то мечом из фольги. Вот воспитательница не попадает по клавишам после пары глотков чего-то живительного из спрятанной в слоях одежды фляжки. Вот на сцену выходит инопланетянин. Тогда же выясняется, что идет космическая война, миром правят еноты, президент – модифицированное растение и вообще все плохо. Часть первая (позже будут вторая и третья, вам никуда не деться).

Каждая история живет сама по себе, она — законченное произведение. Но не существующее в вакууме, а встроенное в чудесатую реальность, разрастающуюся во все стороны одновременно. Время переплетается с пространством и изживает само себя — «прошлого и будущего нет». И смерти тоже нет, если удастся найти свою Монголию.
Последняя часть спектакля именно про это. «Монголия» — цельная история Федора Сваровского, и не зря именно на нее идет отсылка в названии. Рисовая собака именно тут, она такой же скиталец и наблюдатель за этими нелепыми существами, пытающимися жить эту жизнь. Она — спутник маленькой Аико, которую несет на руках японский боевой робот Рюичи Си 9, напоенный кислым вином и тоже мечтающий о мире вместо пепелища — об их личной Монголии.

Декорации в спектакле такие же: нелепые, словно собранные со всех концов вселенной одновременно, и тоже весьма условные. Они как раз и заземляют этот гротеск, показывая, что все совпадения случайны, герои выдуманы, а Дженни все также плывет на своем надувном матрасе в соленом море и у нее все будет хорошо. Наверное.

И вот утренник заканчивается, выдуманный мир рассыпается осколками, часть из которых принадлежит нашему миру. И выйдя на улицу, если внимательно смотреть по сторонам, их обязательно можно увидеть.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Пресс-служба пространства «Внутри»