«Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ»
Театр есть, но театра нет. Нет здания, нет фойе, но есть актеры, а если они есть, значит, и театр может появиться где угодно. Ярко, громко и открыто о советском кинорежиссере, сценаристе и поэте Геннадии Шпаликове по его личным дневникам.
Если у вас есть любимый театр, то наверняка нашлось достаточно времени, чтобы изучить каждый его уголок. Расположенный ли в красивом историческом здании или скрытый за скромным, непримечательным фасадом, театр давно считается Домом актерского искусства. Но что, если у театра не будет «постоянного» здания? Лишит ли это его своей необыкновенной атмосферы?

«НЕВИДИМЫЙ ТЕАТР» — это независимое театральное объединение под руководством Семена Серзина, автора полюбившихся публике спектаклей «Киса» и «Смерть Тарелкина». «Невидимый театр» и правда не виден, но заметен, — вот такой получается интересный парадокс. А заметен он благодаря своей главной идее: «Неважно, где, важно — с кем!» Для своих выступлений театр меняет площадки и даже города: посмотреть спектакли можно в барах и даже дворах Петербурга и Москвы.
Спектакль «Я шагаю по Москве» был проведен в баре Social Club на известнейшей в Петербурге улице Рубинштейна. Вдохновением для создания постановки послужили дневники Геннадия Шпаликова, кинорежиссера, сценариста и поэта советской эпохи. О нем, собственно, и пойдет речь в этом небольшом, но эстетически притягивающем спектакле.


Постановка маняще-музыкальная. Под звуки аккордеона песня перетекает в дневниковые записи, которые затем превращаются в лирические строки. Реквизита у актеров немного: пара стульев, газета и несколько ламп, которые они будут включать и выключать в нужный момент, самостоятельно играя роль светооператора. А дальше остается пользоваться тем, что есть под рукой. В нашем случае под рукой, а вернее, под ногой, оказалась барная стойка, по которой прогуливался Евгений Серзин, напевая всем известную песню:
«Я иду, шагаю по Москве»
Эти известные строки станут порталом в советскую Москву, в атмосфере которой зрители проведут ближайший час. К слову, часа кажется неприлично мало. Спектакль обрывается в тот самый момент, когда наслаждение атмосферой, музыкой, игрой и словами вот-вот достигнет своей наивысшей точки, — и это прекрасно! Ведь именно так можно точно проследить за жизнью Геннадия Шпаликова, оборвавшейся так же резко. «Всему есть свой предел…» — так писал Геннадий Шпаликов, так говорит Евгений Серзин, и это истина.

Это спектакль-монолог, спектакль-размышление. Все мысли — простые, казалось бы, но четкие, попадающие точно в сердце, как бы говорят зрителю: вокруг нас все может стать предметом размышления, но обо всем ли вокруг нас действительно стоит размышлять? Чего в нашей жизни недостает, а чего с избытком? Почему мы такие и почему все вокруг нас такие? «Я шагаю по Москве» — рефлексия о сложностях обычной жизни, и в этом, наверное, заключается секрет привлекательности спектакля. Он кажется простым и невероятно сложным одновременно, и все это сопровождено теплым желтым светом лампы и звуками аккордеона. Аккордеон — неотъемлемая часть постановки. Игра Павла Чернейкина привносит в спектакль ощущение чего-то родного, до боли знакомого...

Хочется сказать еще многое, но нужно учиться оставлять читателя с легким чувством неудовлетворенности. Итак, может ли театр, не имея постоянной площадки, потерять свою атмосферу и шарм? Наверное, может, но с «Невидимым театром» подобного не происходит. Напротив, он многое приобретает. Оказываясь в разных местах, перед разными людьми, он с легкостью становится желанным гостем, — это тот шарм, который трудно потерять.
Ph: НЕВИДИМЫЙ ТЕАТР

Текст: Валерия Арсеньева