ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ
Хороший русский блокбастер – возможно ли это? Разбираемся на примере лидера новогоднего кинопроката.
Во всём жанровом разнообразии, который может предоставить российский кинематограф, кажется, не может найтись место блокбастерам. Однако это утверждение не совсем верно. Пример тому – серия фильмов «Последний богатырь». Идея масштабного фэнтези по мотивам русского фольклора поначалу может быть воспринята с некоторым скептицизмом, но при ближайшем рассмотрении зритель может изменить свою точку зрения.


Главного героя ожидаемо зовут Иваном. Но он не такой уж дурак, как можно подумать: герой зарабатывает на жизнь хитростью и обманом, притворяясь экстрасенсом. Занятие очевидным и весьма обыкновенным мошенничеством, а также простое земное происхождение снимает с персонажа статус «героического», «эпического» и уравнивает его со зрителем. Это позволяет нам без труда вместе с Иваном проходить все перипетии сюжета.
Собственно сюжет построен по принципу «попаданчества»: Иван переносится из привычной современной Москвы в сказочный мир Белогорья и тут же обнаруживает себя избранным, последним богатырём, который должен спасти мир от глобального зла. Адаптироваться к новым реалиям герою приходится на ходу, что становится источником взаимодействий с окружающим миром и персонажами.


Мотивация героя и его личность раскрываются перед нами по ходу действия кино. Те или иные качества, выявляющиеся в Иване, помогают ему преодолевать встречающиеся на пути испытания, будь то какой-нибудь сказочный монстр или следующие по пятам охотники за богатырями. Персонажа нельзя назвать топорным или плоским, он вызывает симпатию, в том числе и за счёт некоторых негативных черт и слабостей. Проделанная героем дорога оборачивается для героя внутренним развитием, не держит его на одном месте. Иван вынужден меняться в лучшую сторону для исполнения выпавшей ему миссии.
Фильм наполнен колоритными второстепенными персонажами. Вокруг Ивана неизбежно формируется команда по спасению мира, вместе с которой герою приходится уживаться. Что любопытно, на стороне добра выступают канонично негативные персонажи: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Зло оказывается тоже не так однозначно и очевидно. В сюжет включена и любовная линия Ивана и девушки Василисы, которая в этой сказке не простая «принцесса в башне», а вполне самостоятельная и сильная личность, что не может не радовать в контексте современного запроса на независимых женских персонажей
Отдельное внимание стоит уделить и месту действия. Авторы учли свойственный зрителю интерес к исследованию вымышленных миров. Белогорье – это мир, вобравший себя все элементы народного фольклора, мифов и сказок. Сюжет позволяет нам заглянуть в разные его уголки и столкнуться с существами, его населяющими. Отдельной находкой является сплетение между собой двух параллельных реальностей. Фильм балансирует между нашим миром и сказочным, элементы одного переносятся в другой и обратно. Это является чуть ли не основным источником юмора картины. Жители Белогорья занимаются знакомыми нам вещами, например, устраивают в своём мире аналог олимпийских игр, а Иван отказывается расставаться с удобствами 21 века, ставит в избу вентилятор, греет блины в микроволновке и не может сладить с электрогенератором.
В итоге перед нами – добротное кино, интересно преобразовавшее знакомые каждому сказочные мифы на новый, близкий современному человеку лад. Картина прекрасно выполняет свою задачу семейного развлекательного кино. На успешность «Последнего богатыря» указывает статистика: по данным «Бюллетени кинопрокатчика» обе части франшизы вошли в топ-10 самых кассовых российских фильмов, первая часть занимает 6-ую строчку, а вторая, которая всё ещё находится в прокате, разместилась на 4-ом месте.
Текст: Надежда Павлова