ТЕАТР
Леденящие душу приключения Василиссы
Костюмированные вечеринки, домашние посиделки за просмотром ужастиков, «trick or treat» — самый страшный день в году «отмечают» по-разному, но точно не в зрительном зале театра. Но что, если окунуться в «леденящий душу» мир хоррора можно и на театральных подмостках, а именно на сцене РАМТа благодаря новому спектаклю «Василисса»?


Василисса, заглавная героиня спектакля, и ее родители ведут размеренный образ жизни простых селян. Отношения внутри семьи далеки от свойственных народным сказкам патриархальных традиций, а Вася, если абстрагироваться от фольклорного антуража истории, напоминает современного подростка. Родители души не чают в единственной горячо любимой дочери, не обременяют ее домашними хлопотами и позволяют ей наслаждаться детскими годами в полной мере. Одно но: вокруг избушки их на окраине леса ни души, а Васю магнитом тянет исследовать мир. На такие путешествия, а особенно в лес, в семье лежит строгий запрет.

Однажды девочка все-таки попадает в чащу, и с тех пор детский мир ее переворачивается: лес оказывается полон страшных и злых существ. Их правитель Берендей многие годы собирает с родителей Васи оброк, а теперь угрожает забрать и дочь, если те откажутся отдать все «до крошки». Эти открытия словно аллегория взросления подростка — столкновение с реальным жестоким миром за пределами родительского дома, где нет места справедливости. Но мириться с таким положением дел не в характере Василиссы, поэтому она отправляется на поиски лесного владыки, донимающего любимых родителей.
На первый взгляд детская сказка о приключениях ребенка «в стране чудес» оборачивается историей о борьбе (порой за жизнь), представленной в традициях ужастиков. В камерном черном пространстве Маленькой сцены стираются грани между зрительным залом и миром «Василиссы», что создает еще бóльший пугающий эффект. С самого начала бросается в глаза карикатурный грим всех героев. Выбеленные лица, подведенные черными тенями глаза — минимальный «набор». Даже мать Василиссы, представитель «добра», тонкими дугообразными бровями и губами «сердечком» отдаленно напоминает Красную Королеву Тима Бертона. Царский гонец Летавец избирает вместо звезды средством передвижения скрипучий детский велосипед подобно легендарной кукле Билли. В его внешнем виде также угадываются черты жуткого героя триллера «Пила». Появление Полуденницы — одновременно невероятно жуткий, но и безумно завораживающий момент. Одетая в белые одежды с «грубым» венком, украшающим ее растрепанные волосы, она неспешно движется в середину сцены. В руках ее бьется кровоточащее сердце, словно символ беспомощности простого человека перед полевым духом.
Таинственности атмосферы добавляет световое оформление, точно передающее и эмоциональное состояние героев, и особенности каждой локации. Световой рисунок на черном фоне заменяет многочисленные декорации, которые наверняка мешали бы активному сценическому действию на маленькой площадке. Неразрывно от света «действует» музыкальная составляющая спектакля: экшн-кавер «Toxic», инди-версия «Mr. Sandman» от SYML, лирическая «Creep» рок-группы Radiohead и др.
Но «Василисса» — не просто фольклорная детская история, обыгрываемая с помощью близких современной молодежи приемов. В первую очередь это подростковая драма о взрослении, отношениях с родителями, первых чувствах и принятии себя в синтезе с приключенческим форматом жанра «роуд-муви». Проблематика спектакля поражает своей актуальностью в 21 веке. Василисса сталкивается с теми же вызовами, что и ее ровесники в современном мире. Сказочная сторона постановки кардинально переосмысливается: автор пьесы не принимает дуальный мир «добра и зла», как принято в русских народных сказках. Все ли так однозначно, как мы привыкли с детства читать на страницах книжек? Василисса пытается положить конец такому положению вещей.
Главный вопрос, возникающий по завершении просмотра спектакля, — насколько откровенным можно делать хоррор на театральной сцене, особенно для детей? Правильно ли максимально разрушать театральную условность? Пожалуй, современные дети и подростки не испугаются таких спектаклей, а, наоборот, удивятся честности диалога с ними как со зрителями. И в списке к просмотру рядом с «Очень странными делами» и «Гарри Поттером» у них появится спектакль «Василисса».
Текст: Аполлинария Захаренко