КИНО

Невероятные приключения маньяков в России

Она плавает в формалине. . .
Пришло время признаться: я — горячая поклонница «Топей» Владимира Мирзоева и считаю этот сериал уникальным явлением не только среди представителей жанра, но и в российском кинематографе в целом. Поэтому я с нетерпением ждала «Внутри убийцы» с момента анонса. Российская экранизация зарубежного одноименного романа-бестселлера Майка Омера, действие которого перенеслось в Санкт-Петербург — звучит любопытно, не правда ли?

Детство главной героини Зои (Диана Енакаева) проходит в Троицке. По соседству живет парень Руслан (Дмитрий Смирнов), которого она подозревает во всполошивших весь город убийствах юных девушек. Смышленая девочка собирает доказательства, но милиция отказывает в помощи, а Руслан начинает преследовать ее не только в мыслях, но и наяву. Спустя годы, уже взрослая психолог-профайлер Зоя (Анастасия Евграфова) и её эксцентричный напарник Тимофей (Тихон Жизневский) ищут маньяка, которому, кажется, маловато скульптур в Петербурге, и он вносит свой посильный вклад в украшение города, бальзамируя молодых женщин. А зрители ищут значение слова «профайлер» в Википедии.
Первое, что хочется выделить, — создание узнаваемой атмосферы зарубежного детективного сериала. Если не держать в уме тот факт, что это российская адаптация, историю легко принять за американский процедурал. Но это обоюдоострый меч. Нельзя взять зарубежный сюжет с особенностями его колорита и перенести его в Россию без адаптирования к нашим реалиям. То, что выглядят органично, если на экране, к примеру, Чикаго, у нас ощущается немного нелепым и неестественным. Пентхаусы у персонажей с очевидно разным уровнем зарплат вызывают вопросы. Сотрудники следственного комитета, больше похожие на офисный планктон, выглядят так, будто сбежали из отдела продаж, а не вернулись с места преступления. А непривычно многоэтажный Петербург настолько непохож на свой реальный образ, что я иногда забывала, что действие происходит именно там.
На первый взгляд кажется, что в сериале не происходит ничего фундаментально важного до самой финальной серии, которая действительно динамична и эмоциональна. Ярче всего выглядят флэшбэки Зои, ее детская травма, которая доросла до взрослой фобии. В то время как в настоящем герои, чистые, опрятные и явно выспавшиеся, неторопливо беседуют на отвлеченные темы и меряются заслугами, попивая кофе, маньяк методично совокупляется с очередной несчастной жертвой, а после бальзамирует ее и оставляет на самом видном месте города. Следственные действия почти не показаны — на экране остаются лишь словесные обрывки размышлений и теорий. В погоне за графичностью а-ля «Ганнибал» сериал будто забывает показать само расследование, ключевую часть любой детективной истории. И от всего этого веет холодным равнодушием к происходящему, которое передается и зрителю.
Поскольку мы практически не видим Зою-профайлера в действии, не совсем понятно, в чем уникальность этой профессии и почему её нельзя заменить какой угодно другой. На контрасте вспоминается американский сериал «Менталист», где главный герой, используя острый ум и необычные психологические методы, также помогает следствию. И каждая серия не словом, а делом раскрывает его способности и их незаменимость. Зоя же действует в основном интуитивно, и лишь в финале относительно подробно показана цепочка размышлений и действий, которая привела следствие к нужным выводам. «Вас боготворят, но я так и не понял, в чем ваша методология», — говорит Зое ее коллега Марат (Федор Лавров), и я не могу с ним не согласиться.
Замечательный каст, который был для меня одним из поводов непременно посмотреть сериал, оказался словно не у дел. История обязывает актеров выдавать максимум пару-тройку эмоций за весь сезон, и это слегка приедается. Не могу не выделить яркий актерский перформанс Сергея Шакурова в роли деда Николы — этот живой и колоритный персонаж крадет каждую сцену, в которой появляется. Интрига проигрывает узнаваемому голосу Сергея Гилева. А у актеров с такими яркими и выразительными взглядом и мимикой, как у Дмитрия Смирнова, в детективном триллере есть два варианта — либо маньяк точно он, либо точно не он.

Я всенепременно пересмотрю «Внутри убийцы», чтобы заметить все визуальные детали и отсылки. Приятно видеть оммаж «Топям» и в визуале, и в отдельных сценах. Да и рыба, символ и женского начала и христианства, явно неспроста встречается в сериале довольно часто. Резюмируя: при наличии интересной идеи сюжету не хватает детализации, а персонажам — раскрытия, но это проблема не только экранизации. Книга-первоисточник — песня, из которой слов не выкинешь. Но у романа есть продолжение, а сериал продлили еще на два сезона. А значит есть шанс, что история получит достойное развитие, и мы увидим раскрытие персонажей.
Текст: Радистка Кэт
Фото: Кинопоиск