театр им. Ермоловой

Чего хочет Цинциннат Ц.

Сохрани мою тень
Феноменальное одиночество. Молодой писатель Цинциннат Ц. (Андрей Мартынов) — единственный заключенный в тюрьме-крепости. Он не готовил переворот, никого не убил и не обокрал. В мире, где каждый прозрачен до тошнотворной скуки, Цинциннат просто виновен с рождения. Люди вокруг него плоские, когда окружающий мир манит небом и тенями на стене. Приторно дружелюбный начальник «богоугодного заведения» (Олег Филипчик) старается угождать по возможности. Как и все тюремщики, он глубоко уверен в собственной глубокой духовности и цивилизованности, но на самом деле больше напоминает директора цирка, чья цель — показать хороший номер на увеселение публики. Цинциннат стоит в центре как чудная зверушка или грустный клоун. Его не боятся — только тыкают пальцем родственники жены, Марфиньки (Ульяна Михайлова), пока та ругает его за отказ признать вину в страшном преступлении — наличии индивидуальности. Кульминацией рефлексии героя становится стихотворение Иосифа Бродского «Письма к стене» — хотя бы потому, что у писателя Цинцинната Ц. не остается никого, кроме брата-близнеца из тени.

«Цинциннат — это герой неврастенического склада. Он до мозга костей интеллигентен. Человек, который думает, а не делает. Этим он сильно отличается от Джимми, которого я играю в «Оглянись во гневе»», —делится исполнитель главной роли Андрей Мартынов.
Душевная пустота тех, кто окружает Цинцинната, чем-то напоминает «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина. Кажется, что все только притворяются людьми, а внутри у каждого на месте сердца механизм. Тот иногда дает сбой, но от этого не становится сердцем. Показное дружелюбие «сокамерника», Пьера, в исполнении обаятельного Антона Колесникова — всего лишь прикрытие для еще большей жестокости в финале. Одиночество Цинцинната показано не только на уровне актерской игры. Сценография спектакля — это холодный камень и бьющий свет, которые передают зрителю дискомфорт главного героя, это то нарастающая, то стихающая музыка, бутафорные, до гротескного огромные луна, паук и мраморные головы. Постоянные «тени», полностью поглощенные черным, вальсируют бесконечный данс макабр. Постоянно двигается и Эммочка (Полина Зиновьева) — дочка начальника тюрьмы и, казалось, единственный друг Цинцинната в холодном бетоне — но у нее внутри вместо души оказывается жесткий механизм, поэтому кривляния Эммочки тоже напоминают «пляску смерти».

Перед началом спектакля на стену выведен эпиграф к роману: «Как безумец полагает, что он Бог, так мы полагаем, что мы смертны». Как и в первоисточнике, спектакль переполнен темой смерти настолько, что в конце происходит отрицание, и остается один-единственный вывод: смерти нет, есть лишь переход из одного состояния в другое. Цинциннат и после смерти будет живее всех тех, кто убил его, потому что после него осталась индивидуальность. Эта дихотомия между мертвыми живыми и живыми мертвыми в спектакле лучше всего проходит на уровне актерской игры.
Приговоренный к смерти за непохожесть, Цинциннат напоминает Алису в стране Без Чудес, которая очень хочет попасть в Зазеркалье. Единственно живой среди душевно мертвых, господин Ц. по иронии скоро будет казнен. Правда без определенного срока — и это осознание мучит его страшно. Страшно становится и зрителю, когда Андрей Мартынов растворяется в своем персонаже настолько, что сидящая рядом с нами пожилая зрительница перекрестилась. Господин Гейне говорил, что хороший актер умирает дважды. Пожалуй, мы не согласны. В спектакле «Приглашение на казнь» Андрей Мартынов умирает абсолютно по-настоящему и кажется, что он упадет замертво после аплодисментов. Тяжело представить, сколько раз ему еще придется умирать на сцене театра им. Ермоловой. Еще тяжелее только предполагать, сколько времени ему потребуется на то, чтобы раз за разом воскресать за кулисами. В нашем интервью Андрей сказал, что ищет сложные психологические роли. Безусловно, роль Цинцината Ц. очень жадная с точки зрения поглощения актера образом. Тут, знаете, либо пан, либо пропал.
«Работать с одной из главных женщин-режиссеров в России — прекрасно. Моя мечта сбылась. Я очень люблю и уважаю то, что делает Марина Станиславовна. Работать с ней было счастьем, праздником и большой ответственностью», — рассказывает Андрей.

Исповедь Цинцинната, в первую очередь, исповедь самого Набокова о тех противоречиях, которые есть в душе любого творческого человека. Неуверенность сталкивается с осознанием всесильности таланта. Нельзя не творить, но и творить как будто не для кого. Непохожесть на других отрезает от возможности быть принятым обществом, но в то же время открывает уникальный внутренний мир. Резюмируя, погружение с батискафом на дно океана писательского «Я» прошло отлично. Марина Брусникина перенесла из романа на сцену горечь жизни творческого человека, при этом заявляя белыми буквами на черной стене: мы для себя одновременно тюремщики и заключенные. А это значит, что фея Крестная не появится в полночь и не превратит тыкву в карету. Только мы сами в силах открыть дверь нашей тюрьмы.
«На мой взгляд, Цинциннатов сейчас стало намного больше. Из-за появления медиапространства стать известным хочет почти каждый, но количество звезд в Пантеоне не изменилось. За счет своих комплексов он задает себе вопрос: "Имею ли я право быть художником?". Мне это близко. Цинциннат настолько себя сожрал, что приговорил себя к казни. Его заточение — это буквально убийство творчества в себе», — заключает исполнитель роль Цинцинната Ц.

Спектакль «Приглашение на казнь» сегодня пугающе актуален. В мире, где все пронизано технологиями, а у каждого есть свое альтер-эго в социальных сетях, мы заплутались в себе так же, как и Цинциннат Ц. Но если у него получилось выбраться, то может и у нас есть шанс.
Текст: Алевтина Сорокина и Ксения Сластен
Фото: Женя Сирина