КИНО

Со злом договор невозможен…

… или возможен, если демон того захотел?
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами все предложат и сами все дадут!» — эти слова, сказанные Воландом в произведении «Мастер и Маргарита», как нельзя лучше подводят к главной теме приквела «13 клинической». Однако я бы добавила еще одну мысль: даже когда зло что-то предложит, не стоит это брать — оно обманет.

Создатели приквела приняли решение не продолжать сюжет первого сезона, а вернуться к истокам, рассказав о начале всей мистической истории. Воссоздание атмосферы 1976 года с его костюмами, прическами и декорациями удивительным образом переносит зрителя в ту эпоху. Советская реальность здесь изображена так живо и правдоподобно, что кажется, будто ты на самом деле оказываешься в прошлом.
Неспешно развивающийся сюжет начинается в больнице, открывшейся для исследования паранормальных явлений. Если в первой части оригинальной истории «13 клинической» речь идет о созданиях, которые могут существовать в симбиозе с людьми, то в приквеле акцент сделан на том, что симбиоз невозможен.

Главная героиня Яна (Ирина Старшенбаум) оказывается в этом странном мире, и ей предстоит принять необычную роль — стать носителем сердца Люцифера. Именно эта необычность и делает историю по-настоящему захватывающей, вызывая у зрителя глубокий интерес к тому, как она будет развиваться. Особую атмосферу мистики усиливают таинственные рисунки на экране: череп, звезда, пентаграмма... Эти элементы становятся своего рода проводниками в мир, где реальность и сверхъестественное сливаются, создавая напряжение и ощущение, что впереди тебя ждет нечто важное и неизведанное.
Но несмотря на все старания, визуализация паранормальных явлений оставляет желать лучшего. Монстры и сверхъестественные существа выглядят слишком «вылизанными», как будто они пришли прямо из видеоигр. Однако это не делает их менее пугающими. Главное здесь — не то, как они выглядят, а то, что происходит с героями, как они сталкиваются с этим злом и каким образом это воздействует на их жизни.
Сила сериала заключается в потрясающей игре актеров, которые оживляют каждую сцену.

Неузнаваемый Игорь Миркурбанов, сыгравший Леонида Брежнева, привносит в образ необычайную глубину. Сергей Гилев в роли консультанта по борьбе с религиозно-сектантскими элементами обладает такой яркой харизмой, что невозможно не поверить в его персонажа. Ирина Старшенбаум как всегда придает своей роли тонкую эмоциональность, создавая многослойный и живой образ, который заставляет переживать за героиню.
«13 клиническая. Начало» умело играет с напряжением, порой заставляя подскочить от неожиданных звуков или резких сцен. Создать такой эффект — задача не из легких, и сериал выигрывает именно за счет этого. Здесь нет лишних пустых сцен: каждый момент, каждое действие имеет смысл и направлено на то, чтобы максимально вовлечь зрителя в происходящее.

Этот сериал — пример того, как российский кинематограф может напомнить зрителю о важной, хоть и банальной истине: сделка со злом невозможна. В отличие от голливудских блокбастеров, которые стремятся к масштабам и технологическим чудесам, здесь есть искренность, душа и герои, за которыми не просто следишь, но и начинаешь жить, переживать каждое их решение и поступок.
Текст: Дарья Корзина
Фото: Кинопоиск