Театр им. Маяковского

Сентябрь сгорел

Верни мне мой 2007-й
Ничему в этом мире нельзя верить, даже заявлениям о том, что время невозможно повернуть вспять и вернуть 2007-й год. У Дмитрия Крестьянкина и артистов спектакля «2007» это получилось — на два часа зрители сцены на Сретенке возвращаются в тот самый год, когда со сцены, надрываясь, Артём Лоцких убеждал всех, что сентябрь горит и убийца плачет. Год, когда в одном и том же злачном месте любого города обитали все представители субкультур разом. Год, когда парни от 14 до 25 были заняты поиском пустого гаража для того, чтобы сколотить очередную рок-группу — и повезет, если в ней хоть один человек умел играть.

2007-ой уже давно стал не просто годом, а обозначением целой эпохи. Перечислять ее атрибуты можно часами. Там все — от стоптанных кед и значков на сумке через плечо до «Первого Альтернативного» и ноты соль, от которой пробивает на слезу. Поэтому спектакль «2007» — это не попытка пересказать хронологию повсеместно творящегося безумия, а история простых ребят, передающая дух этого времени.
Документальный рок-концерт

Спектакль поставлен по пьесе Дмитрия Крестьянкина (он же, к слову, выступает и режиссером спектакля), которая сама по себе отчасти документальна. В ней — истории людей, юность которых пришлась именно на 2007-й. Эти истории были выслушаны, записаны, переработаны и превращены в пьесу. Которая, в свою очередь, стала спектаклем, зафиксировавшим тот краткий момент жизни молодых людей, когда все чувства выкручены на максимум. Если любит, то вырывая сердце из груди и отдавая его в чужие руки безвозвратно. Если расстается, то навсегда. Если пьет, то водку с энергетиком. Если поет, то во все горло.

Всего героев шестеро. И они — архетипы молодежи 2007-го года. Тогда все были, несомненно, крайне оригинальными и индивидуальными, но спустя годы общее прослеживается. Так и появились они: немного безумный романтик Финн (Иван Выборнов), философствующий панк Джек (Ярослав Леонов), томная готесса Дарла (Арина Назарова), запойный гик Бурый (Семён Алёшин), единственный музыкант на весь гаражный кооператив Пончик (Максим Наумов) и верящая в чудо девочка с розовыми волосами Клез (Анастасия Мишина).

Их истории причудливым образом пересекаются, они спотыкаются друг об друга, ранятся. А потом все равно возвращаются, чтобы обнять в самый трудный час. Их связывают безумные истории, простить которые может только молодость. Чувства хлещут через край, и кажется — вот он, предел. Но ничего не заканчивается, а только лишь набирает обороты. И их голоса звучат все громче. И слышно их так хорошо, что это эхо доносится до нас даже сейчас, в 20-х.
Музыка громче

Не стоит забывать, что «2007» еще и рок-концерт. Да, прежде всего спектакль, но как бы танцпол перед сценой сделали не просто так. И режиссер перед спектаклем прямым текстом предлагает — выходите, танцуйте, чувствуйте (признаться честно, на спектакль стоит идти хотя бы ради того, чтобы послэмиться в толпе с режиссером и актерами, где вы еще такой аттракцион встретите?).

Здесь, в короткий промежуток времени, кажется, играют все возможные хиты того времени. Реальность снова наполняется текстами «Stigmata», «Океан Моей Надежды», «Слот», «Психея», «Animal Jazz», «Linkin Park», « MCR», «Evanescence» и многими другими группами, сформировавшими вкус в музыке целого поколения. Это как если бы вы пришли на концерт, где играют весь ваш плейлист одновременно и ему подпевает весь зал (ну, почти).

Спектакль два часа катает не только на эмоциональных, но и музыкальных качелях — кажется, гитарные рифы не смолкают ни на секунду, а вся молодость представших перед нами людей становится одним бесконечным клипом. Возможно, это тот эффект, которого добивались создатели спектакля — именно таким и кажется 2007-й по рассказам поколения, прожившего его так, что гремит отзвуками до сих пор.
«2007» — это история о молодости и глупости. О времени, которое никогда уже не вернуть, но можно бережно хранить в своем сердце воспоминания о нем. Можно романтизировать, можно снимать фильмы, ставить спектакли. А можно выкинуть из памяти, убедить себя, что это было невзаправду — если не помнить, значит, не было. И в этом тоже суть спектакля — прошлое должно остаться в прошлом. А что делать с воспоминаниями о нем – выбор каждого.
Текст: Марго Мурадян
Фото: Анастасия Черномырдина