Юбилейный 45 Международный Московский кинофестиваль прошел в конце апреля. Как и в прошлом году, основным наполнением программ были фильмы из стран, чей кинематограф для российского зрителя остается экзотическим: Мексика, Бангладеш, Уругвай, Румыния и другие. Конечно, не обошлось и без национального кино. Отдельный конкурс «Русские премьеры» становится традицией, в основной программе и программе документального кино тоже прошло несколько премьер. Команда «БЕС КУЛЬТУРЫ» посмотрела большинство из них и готова рассказать о своих впечатлениях.
Фильм-открытие, снятый по мотивам повести Георгия Владимова «Три минуты молчания» о моряках на палубе судна «Снегирь», до ужаса натуралистичный. Двое ребят решают подзаработать и на собственной шкуре узнают, что рыболовское дело – это не курорт. Борьба за выживание с дикой природой, где-то в водах то ли России, то ли уже Норвегии. Границы пропадают, когда на кону – не лишняя тонна рыбы, а человеческая жизнь. Финал по эмоциональному напряжению сполна окупает затянувшееся начало, где мы подолгу вникаем в процесс рыболовства и пытаемся понять его суть, пробираясь, как главные герои, мальчишки-«ассисяи», через дедовщину и жаргонизм мурманских рыбаков.
СНЕГИРЬ
Конкурс «Русские премьеры»
Туман Наталия Гугуева
Картина о документалистке от документалистки. Потрясающей красоты кадры в фильме «Туман» нам обеспечены талантливой работой Шандора Беркеши. Красивый и красноречивый видеоряд повествует о поисках пропавшей семьи метеорологов. Тайну исчезновения вызывается расследовать выпускница кинооператорского – Настя, навязавшаяся в жены бывшему летчику Андрею, который лично знал пропавших. Психологический триллер «Туман», в котором Наталья Гугуева через героев размышляет о достаточно личных проблемах, держит в напряжении до самого конца и удивляет финалом.
ТУМАН
Ада Евгений Баранов, Денис Осокин, Станислав Светлов
История о двенадцатилетней девочке Аде, у которой мама Варя и отец «Весь мир», – просто бальзам на душу после всех сюжетных эмоциональных качелей первого дня кинофестиваля. Действие происходит как будто в волшебном мире, где золотая осень, дети искренние, родители понимающие, а люди почти не злятся и не кричат. Практически бесконфликтная картина, но даже в таких тепличных условиях дети, становясь подростками, начинают проказничать, однако имеют при этом самые добрые намерения. Что их толкает на такие поступки? Наверно, они просто такие, какие есть.
АДА
14+ Продолжение Андрей Зайцев
Для тех, кто знаком с первой частью, которая вышла почти десять лет назад, фильм – отличная возможность поностальгировать. Но приятно то, что фильм смотрится с интересом даже если вы знакомитесь с героями впервые. Летняя романтическая история в стиле таких фильмов как «Я шагаю по Москве» и «Курьер». 18-летний Лёша пытается сепарироваться от мамы, борется со своим одиночеством, ведь после счастливого конца первого фильма прошло много времени и героя затянула обыденность. Из этой прозы дней его выводит девочка-катастрофа по имени Настя (Полина Гухман).
14+ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Голова-жестянка Иван Капитонов
В российском кино, если так подумать, не хватает хороших подростковых фильмов, которые рассказывали бы о юности именно в тех красках, в каких эта самая юность ощущается – контрастных и живых, когда каждая эмоция ощущается на максимум. И, наконец, такой фильм появился. «Голова- жестянка» – экранизация книги Серафимы Орловой про девочку Женю (Варвара Володина), которую за строптивый характер все называют Жестью. Из-за несчастного случая она теряет связь со своим лучшим другом Приходько (Олег Чугунов) и становится вообще невыносимой. Как же ей вернуть все на свои места? Посмотри я этот фильм лет в 14-16 – я была бы в огромном восторге, потому что все в нем – сценарий, картинка, музыка – кричит о юности. Я понимала главную героиню, но не могла с ней соединиться полностью, потому что все-таки уже немного выросла, и краски, в которых я воспринимаю мир, уже не такие яркие, как были в 16 лет. Но я и не целевая аудитория фильма, в конце концов.
ГОЛОВА-ЖЕСТЯНКА
Единица Монтевидео Татьяна Лютаева
На мой взгляд, самая тяжелая картина из всей программы «русский премьер». Талантливый хирург теряет все в одночасье после смерти жены, он перестает говорить. Лунин (Алексей Серебряков) пытается вернуться в прежнюю жизнь, наладить отношения с дочерью Луной (Аглая Дитковските), которая со своим молодым человеком Славой (Евгений Ткачук) проходит терапию от наркотической зависимости. «Единица Монтевидео» – фильм о том, что родительская любовь может быть немногословной, но безумно сильной, полностью самоотверженной.
ЕДИНИЦА МОНТЕВИДЕО
Край надломленной луны Светлана Самошина
«Край надломленной луны» (реж. Светлана Самошина) следует общей негласной теме фестиваля своим сюжетом с извечной проблемой отцов и детей. Вернее, матери и двух детей. Отец тоже есть, в нем, в общем-то, и проблема. В общем, перенос истории типичной российской семьи на экран. Только после «Края надломленной луны» не остается ощущения липкой безысходности и серой тоски. Возможно, потому, что зрителя не заставляют самостоятельно «нырять» во внутренний мир героев, все есть на поверхности, и это фильму только на пользу. Он ломает стереотип о «сложном российском авторском кино» и рассказывает важные вещи простым языком, при этом не уходя слишком в плоскость массового кино. Еще хочется отметить великолепный женский актерский ансамбль (Маша Лобанова, Виктория Толстоганова и Анна Шепелева).
КРАЙ НАДЛОМЛЕННОЙ ЛУНЫ
Тайное влечение Стася Венкова
Автобиографичный дебют в полнометражном кино от Стаси Венковой. Творческое становление Веты в качестве актрисы и постановщицы, чему мешают внутренние проблемы – жажда одобрения, в особенности отцовского. Душевный и телесный отклик она находит в польском режиссере, который овладевает ее мыслями. Вета влюбляется в своего загадочного ментора. Все его диалоги с Ветой наполнены пустой претенциозностью, в противопоставление их сменяют сцены уроков Веты в театральной группе, где каждое слово мастера (Роза Хайруллина) наполнено смыслом. Начало сильно затянуто, действия начинаются где-то к третьему акту. В конце хочется сказать: «А могло бы быть очень хорошо».
ТАЙНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ
Конкурс документального кино
Отцы Юрий Мокиенко
Документальной фильм от ученика Александра Сокурова Юрия Мокиенко про основание «Международного деревенского кинофестиваля». Подручные средства в виде телефона становятся профессиональным кино-оборудованием, дети – актерами, мамы берут на себя продюсерскую и актерскую часть, пока папа и дедушка режиссируют процесс, а вместе семья на веранде устраивает мозговой штурм, обговаривая сюжет картин. Душевная история о творческой семье, которая везде находит возможности для любимого дела.
ОТЦЫ
История российских тюрем Юлия Бобкова, Сергей Попов
Тюрьма – это, наверное, одно из последних мест, где хочется оказаться обычному человеку. Но интерес все же есть: а как там все устроено, а что чувствуют люди, осужденные на пожизненное, а какая вообще история легендарных Крестов и Бутырки? Российские документалисты решили проникнуть в недоступные места и рассказать, что же происходит за колючей решеткой. Мы посмотрели серию о том самом «Владимирском централе», где «ветер северный». Двухчасовой фильм проникает не только в каждый закуток как самой тюрьмы, так и в души людей, которые там работают. Если говорить об этом фильме кратко: «Владимирский централ – все, что вы хотели и не хотели знать, но боялись спросить». К завершающим титрам глаза уже немного устают от вечно-серой гаммы, а мозг будто бы сам попал в заключение в этом фильме, но получилось все равно достойно. Фанаты Михаила Круга оценят.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ТЮРЕМ
Анна и врач-египтянин Талия Финкель (Израиль)
В документальном фильме Талии Финкель разворачиваются одновременно две драмы. В страшные годы Холокоста доктор Хельми, выходец из Египта, скрывает от нацистов еврейку Анну Борос, тем самым обеспечивая счастливое будущее следующим поколениям ее семьи. И эта семья, уже в наши годы, вместе с государством Израиль хочет почтить подвиг доктора Хельми и наградить его званием Праведника народов мира – самой высшей наградой, которую может кто-либо получить от правительства Израиля. Но вот проблема – спустя десятилетия арабы и евреи больше не помогают друг другу, даже наоборот, находятся в состоянии острой вражды. Сможет ли благодарность за спасенную жизнь преодолеть ненависть политической обстановки?
АННА И ВРАЧ-ЕГИПТЯНИН
Программа «Первая серия»
Кошка Карен Оганесян
Следователь по особо важным делам Оксана Кошкина знает Калининград как свои пять пальцев и, даже закончив столичный Вуз с отличием, она возвращается домой. Кошка вводит хаос в привычную работу следственного комитета, у которых все размеренно и ничего не происходит. Если пропал один ребенок, то просто загулялся, скоро вернется. Другой просто повздорил с матерью и ночует у отца. Оксана Кошкина сама решает отправиться на поиски пропавших, в процессе которых постепенно начинает вспоминать собственное прошлое.
КОШКА
Райцентр Данил Чащин
Иви снова ведет нас в загадочную деревню. В этот раз на встрече выпускников вскрываются старые тайны и возникают новые, ужасные и жестокие. В реке находят труп человека 20-летней давности, пока выпускники среднего возраста сидят в украшенном спортзале, как 20 лет назад, следствием возобновлено дело. Говорят, мертвец тогда нашел метеорит, стоил он целую кучу денег, из-за космического обломка бедолагу и убили. Криминал не коснулся бы героев, которые не исполняют служебные обязанности, если бы не новое убийство. И, по классике жанра, все присутствующие под подозрением. А убийство это или несчастный случай ещё предстоит выяснить загадочному детективу, который появился из ниоткуда.
РАЙЦЕНТР
Итоги фестиваля
В целом, ММКФ, несмотря на напряженную (все еще) обстановку, так сказать, «держится молодцом». Он все еще оказывает большую поддержку начинающим и уже состоявшимся кинематографистам со всего мира. Но польза есть не только людям из мира кино. Где еще зритель сможет на большом экране посмотреть документальный сериал про историю российских тюрем или первую серию нового сезона любимого сериала? Фестиваль отлично приспосабливается к существующим реалиям (в сравнении с предыдущим годом), и верится, что будет становиться лучше и лучше с каждым годом.
Главный приз золотой «Святой Георгий»– «Три брата», режиссер Франсиско Папарелья (Аргентина, Чили)
Текст: Ксения Сластен, Оля Александровна Фото: официальный сайт Московского международного кинофестиваля