— После этого курса Вы приняли участие в создании Табакерки. Можете, пожалуйста, поделиться своими воспоминаниями о том, как все начиналось, что было главным мотиватором? Ведь известный сейчас на весь мир театр родился, по сути, в подвале.
— Как только мы закончили курс, мы должны были сразу создать театр. У нас уже был репертуар, пять спектаклей, которые мы могли играть каждый вечер. Приходил даже Петр Нилович Демичев (Министр культуры СССР — прим. ред.), смотрел спектакль «Прощай, Маугли». Но нам театр не то, что не открыли, а даже сказали, мол, если так уж хотите, то поезжайте в Брянск и там начинайте новое дело. Дальше мы рассеялись кто куда. Меня взяли сначала в Театр Гоголя, потом перевели в Театр Пушкина, там я работал несколько лет. Однако через месяц мы все снова оказались в том подвале, где изначально занимались, и решили продолжить. Выпустили «Пролетарскую мельницу счастья». Постановка долго не продержалась, потому что там был очень многочисленный состав актеров. Но вот спектакль «Прищучил», который выпустили Костя Райкин с Табаковым и где я исполнял главную роль, имел большой успех. Несколько лет подряд мы играли именно этот спектакль и студия еще существовала. Так мы подобрались к 1986 году, когда наш театр был официально открыт на улице Чаплыгина по приказу Ельцина. Несмотря на то, что мы все уже тогда работали в каких-то других театрах, мы знали, что скоро оттуда уйдем ради общего дела.
Первым спектаклем нашего нового театра была пьеса «Кресло», которую я написал по мотивам повести Полякова «ЧП районного масштаба». Это такая комсомольская история перестройки. Книга была очень известной в то время, революционной, потому что о комсомоле заговорили совершенно по-другому, и те вещи, о которых шла речь в этой повести, не были типичными для советской действительности, даже наоборот. Я уже выступал не только как автор сценария, но и как ассистент Табакова. Потом пошли другие спектакли, фестивали, поездки. Мы ездили в Японию, в Соединенные Штаты… В США, кстати, случилось так, что на «Матросскую тишину», где я играл Давида Шварца, пришел руководитель театральной школы Канады, и Табаков «сосватал» меня провести мастер-класс по Чехову. Этот мастер-класс произвел такое огромное впечатление, что меня сразу попросили поставить в самом большом англоязычном театре Монреаля «Дядю Ваню», а в театральной школе «Три сестры». Мне пришлось отпрашиваться у Олега Павловича. Табаков отпустил на год, но потом мне предложили такие крупные проекты как «Мастер и Маргарита», Шекспира, и я продолжил дальше работать в Канаде. Но Табаков — тот человек, который «своих» людей ведет по жизни и всегда смотрит, что с ними происходит, вызывает, когда видит потребность, — совсем не злопамятный. Так случилось и со мной: сначала он позвал меня во МХАТ делать спектакль «Девушки битлов», который стал его первой постановкой там, потом была «Утиная охота» с Хабенским и Пореченковым, очень интересная работа, «Идиот» в Табакерке… В какой-то момент Табаков у меня поинтересовался: «Ты где умирать собираешься?». Я говорю: «Ну как 'где'? Конечно, в России». А я к тому времени ставил уже и в Японии, и в Южной Африке, и в Америке, и в Канаде, и во Франции. И он спросил, чего я медлю тогда, мол «приезжай, возвращайся». Тогда он уже сказал мне о своей идее колледжа, который сейчас стал высшим учебным заведением, где учат талантливых детей со всей России. Табаков хотел привести новое поколение в театр и просил моей помощи. Мне это показалось очень интересным, я приехал. Вот, собственно, весь мой путь (смеется).
Честно, могу сказать, что мне повезло: с людьми, прежде всего с Олегом Павловичем, с теми, кого я встречал за рубежом. Потому что мне никогда не приходилось заниматься ничем другим, кроме театра, как многим моим коллегам. Даже когда был какой-то период затишья, все равно раздавался звонок, кто-то куда-то звал.