Что требуется для достижения величия? Вопрос мучает главного героя на протяжении всех трех часов действия. Я могу задать похожий вопрос, риторический и отличный ответом от случая к случаю, от человека к человеку. Что требуется для постановки исключительного спектакля? Находчивость режиссера, вовлеченность актеров, определенная, четко выраженная мораль первоисточника и, возможно, благословение самой судьбы. О последнем невозможно рассуждать без метафизических эксцессов, да и сам спектакль показывает, как неверны наши попытки овладеть своей судьбой, заключить сделку с Богом. Однако мы можем рассмотреть первые пункты.
На сцене происходит фарс. В самом лучшем понимании этого термина. «Амадей» Шульева ощущается как буффонада, как водевиль, быстрый, задорный, живой и искрометно смехотворный; отличается же спектакль от водевиля тем, что в корне своем это трагедия. Трагедия человека. А написана она была Пушкиным, потом интерпретирована для оскароносного фильма Питером Шеффером, а сейчас вновь адаптирована для сцены Сергеем Плотовым. В этой истории легко увидеть собственное отражение в Антонио Сальери, хотя сравнивать себя, несмотря на драматическую основу фабулы, с признанным и заслуженным придворным композитором довольно смело. Но в этом и суть! И режиссер передал это тем, как открыто, чуть ли не панибратски Сальери проводит нас по тому зрелищу, которое мы называем «жизнь». Все герои любят обращаться к залу, особенно же часто это делают две центральные фигуры. Но если Моцарт относится к публике как к публике, с жаждой одобрения, то для Сальери зал точно наполнен приятелями, товарищами по несчастью, которые может и не одобрят, но поймут его исповедь.