КИНО

Самая реалистичная сказка

Добро побеждает национальные стереотипы, а любовь — социальную несправедливость
«Анора» Шона Бейкера, балансирующая где-то между «Братом 3» и «Красоткой 2», как всем известно, полгода назад покорила Канны, а теперь уверенно танцует сквозь российский прокат.

Сюжет завязывается очень просто (и не особо усложняется в процессе): «эротическая танцовщица» Анора, предпочитающая имя Эни (Майки Мэдисон), в порыве любви, смешанной с желанием вырваться из бедности, выходит в Вегасе замуж за инфантильного сына русского олигарха Ваню (Марк Эйдельштейн). Она время от времени смешно, но уверенно говорит по-русски, он запиканно матерится на великом и могучем между своими репликами с акцентом, они красиво занимаются неумелым сексом.
Влюбленное долго и счастливо в «Аноре» не предвидится: Ваня-Эдельштейн скорее мстит родителям и отрывается на последние деньги, чем строит долгосрочные отношения. Да и острые зубки Эни-Мэдисон, которая не готова быть пассивной жертвой обстоятельств подсказывают, что со свадьбы самое интересное только начинается. Так, в общем-то, и оказывается — армянские почти-бандиты Торос (Карен Карагулян) и Гарник (Ваче Товмасян) получают от родителей Вани распоряжение развести его с проститукой Эни и доставить домой в Россию. Привнеся в фильм третий язык, национальную экспрессию и (опять) русского вышибалу Игоря (Юра Борисов), они превращают милую неоновую мелодраму в комедию падений и недоразумений.
В «Аноре» не так важно, к чему это все придет, как важен процесс. Да и по поводу финала все становится ясно сильно до того, как в ход идут грустные голубые глаза. Достаточно заметить, что Борисов единственный из тройки около-бандитов пользуется айфоном (а, как известно, плохие парни обходятся любыми другими телефонами, но только не айфонами). Гиперболизировано-комичные образы героев не говорят новых слов в комедийном жанре, но все равно смешат. Динамика фильма захватывает и несет на своих волнах, не столько мешая искать дыры в сценарии, сколько побуждая отказаться от этой идеи и просто получать удовольствие. Возможно, «Анора» — это слишком простой фильм, но разве все вокруг и так не слишком сложно?
Во время просмотра постоянно радуешься задней мыслью: русские не злые, не плохие и даже не под санкциями, хотя на экране вроде как самая современная современность. Спасибо за доброту, Шон Бейкер. В этом смысле «Анора» скорее сиквел «Купе №6» — очередной заботливый взгляд извне на глубокую русскую душу, которая прячется за внешне грубым фасадом Юры Борисова. И точно так же, как в «Купе», в «Аноре» мало реализма даже при отсутствии как такового хэппи-энда.

И все же добрый-добрый Бейкер спускает всех с мечтательных небес на хоть сколько-то реалистичную землю напоминанием о том, что милашки Игорь и Анора — глубоко травмированы. И любовь их получается такой же травмированной, ведь какими еще могут сложиться отношения человека с «глазами насильника» и секс-работницы? Но вся предыдущая интонация фильма была такой уверенной в резких движениях Эни и быстрой походке Игоря, что в конце все равно верится: выкарабкаются. Она найдет любовь за пределами секса, он не будет убивать людей. Катарсис Аноры в финале — лишь обещание, что ее жизнь скоро снова превратится в блестящий ромком, потому что жизнеутверждающие интонации этого фильма не заглушишь никаким жужжанием двигателя на финальных титрах.
Текст: Мария Дорофеева
Фото: Кинопоиск