кино
Сохраняйте социальную дистанцию!
Камерная драмеди от режиссера «SHEENA667» Григория Добрыгина о столкновении двух миров — мигранта из Средней Азии и известной актрисы, которые вынуждены сосуществовать в одном замкнутом пространстве.
Стерильный мир петербургской квартиры Инги (Ксения Раппопорт), знаменитой актрисы, разрушается в мгновение ока, когда на пороге она обнаруживает лежащего без сознания курьера доставки (Кайратбек Нурбол Уулу). Как истинный самаритянин XXI века, выставляющий все свои добрые дела в соцсети, она решает приютить бедного и больного молодого человека. Так начинается совершенно сюрреалистическая притча, в реальность которой в 2021 году поверить, на самом деле, очень легко.
Режиссерский подход Добрыгина в стиле «созерцательного кино», конечно, совсем не для массового зрителя. Начиная со стиля повествования, сочетающего в себе элементы скринлайфа и продолжительных кадров зарисовок из жизни, его фильмы напоминают либо лучшие образцы документального кино, либо экзистенциальный сюрреализм Бунюэля или Ханеке, диск с его фильмом «Скрытое» на полке у главной героини прямо намекает на преемственность киноязыка. Однако попытка схватить правду жизни запутывается в клубке мифов о современных жителях мегаполиса. Казалось бы, мы смотрим реальные эпизоды из жизни условной актрисы и условного курьера, которого, кстати, играет не профессиональный актер, а вполне реальный работник службы доставки. Съемка, оторванная от рамок диалога, создает эффект ложной документальности, при этом сами персонажи остаются карикатурными масками из комедии дель арте, живущими только внутри смыслового мира картины.
Оператор Ксения Середа неотступно следует за героями: вместе с Ингой объектив перемещается по квартире, ходит за покупками в ближайший супермаркет и ездит на машине. Хозяйка квартиры, занимая большую ее часть, остается заложницей своих же стен: ни простор, ни огромные панорамные окна не дают ей свободно жить вне своей маски светской дивы, занимающейся помощью «ближним» напоказ в инстаграме и заставляющей своего сына разговаривать с ней по-итальянски. Мир героя Кайратбека Нурбола, с другой стороны, ограничен стенами квартиры, а точнее маленькой кладовой, где он проводит большую часть «карантина». В отличие от Инги он свободен в выборе своих масок, чем успешно пользуется, вводя в заблуждение порой наивную хозяйку и очаровывая зрителя своей смекалкой. Пусть он живет совсем по другим законам (или даже вне общепринятых правил), в его поведении больше детской наивности и искренности, чем хитрости. Сама квартира — самый главный персонаж, естественное связующее двух таких разных жителей большого города (а именно Петербурга). Ее пространство то сужается и вызывает неподдельный страх одиночества и клаустрофобию, то расширяется и внушает ощущение безопасности, комфорта и безграничных возможностей.
«На близком расстоянии» хорош именно тем, что заставляет проживать историю вместе с его персонажами, не навязывая при этом какую-либо мораль и не поучая. Григорий Добрыгин как бы в полушутливом тоне заигрывает с темами социального и этнического неравенства, лицемерия, приличий, близости и даже домашнего насилия. Его кино не отвечает на вопросы четко и однозначно, его задача — «ухватить время», как выразился сам режиссер о своем творении. И можно с уверенностью сказать, что ему это прекрасно удалось.
Текст: Ника Маккена