Осовременивание романа – одна из главных проблем экранизации. Изменив хронотоп, сюжет нужно подстраивать под новую реальность, иначе возникают логические ошибки и меняются характеры героев. В современном мире Фандорину доступны видео с камер наблюдения, полицейская база в его смартфоне и на служебном планшете – все это облегчает следствие. А поэтому оно изменяется, отличается и подстраивается под новую реальность. Чтобы понять, что не так в сценарии, можно просто проанализировать первую серию и начальные главы романа (а значит, дальше спойлеры). И там и там Фандорин приходит к своему начальнику Грушину с идеей о «клубе самоубийц»: различные факты натолкнули Эраста на тайну в этом деле. В романе Фандорин посещает квартиру покойника, читает духовную и встречает упоминание студента Ахтырцева ⇒ идет к Грушину, из показаний свидетелей понимает, что Кокорин стрелялся несколько раз, видит несостыковки в словах ⇒ опрашивает заново, узнает внешность стрелявшегося и окончательно понимает, что их было двое: Кокорин и неизвестный студент, ну а позже выходит и на Ахтырцева. В сериале же он приходит к Грушину в кабинет, у него читает завещание, так же, как в книге, видит упоминание студента Ахтырцева ⇒ цепляется за «студента» в показаниях, чувствует, что что-то не сходится ⇒ уходит опрашивать свидетелей и подтверждает мысль о двоих стрелявшихся, с чужой помощью логически достраивает цепочку к Ахтырцеву и ищет его данные в полицейской базе. Что, казалось бы, не так: весь разговор с Грушиным Фандорин держит планшет, где спокойно может поискать данные о гражданах, он дважды за разговор слышит о студентах, видит упоминание одного единственного, его фамилию. По сути все факты на руках, герою нужно лишь связать их и опросить заново свидетелей лишь для того, чтобы подтвердить гипотезу, но сериал следует книге, а поэтому эта беготня является повторным пересказом уже узнанной информации: сериальному Фандорину все факты и данные принесли технологии, а Фандорин XIX столетия должен был самостоятельно узнавать и выискивать их. Наш герой молод, пылок, полон энтузиазма, умен и проницателен; занимается скучнейшей работой, а пришел в сыскное он явно не ради переписывания бумажек, и вот появляется настоящее дело, которым Эраст загорается. Такой бы персонаж, имея все возможности сериального сыщика, воспользовался ими на 100%. Тем более оно ничего ему не сто́ит: все в руках, пять секунд и вся необходимая информация у него – сравнил, проверил, узнал. В сериале факты идут друг за другом в течение разговора – Эраст из книги зацепился бы и сопоставил их, в романе же проходит время между чтением завещания и показаниями, за которое Фандорин успевает позабыть некоторые детали. Книжный Фандорин воспринимается читателем как обычный человек, ну упустил деталь – позже вернулся, но в сериале он выглядит глупым из-за того, что не использует различные возможности, данные ему прогрессивной современностью.