КИНО

азазель: неудавшийся guilty pleasure, несостоявшийся Фандорин

Тайное общество, роботы-городовые, царь-чмоня и неФандорин
«Азазель» был одной из самых ожидаемых премьер года: последний раз экранизацию приключений гениального сыщика выпускали на экраны аж в 2005 году. Цикл давно имеет свою фанбазу, да и рядовому зрителю знаком образ голубоглазого детектива с седыми висками, поэтому вполне целесообразно было кинематографистам вновь обратиться к этой истории. Первый роман уже имеет телеадаптацию, досконально следующую книге, и авторы нынешней решили не идти той же дорогой, перенеся время действия в настоящее, но сохранив антураж.

Итак, вместо Москвы образца 1876 года мы оказываемся в XXI веке, в столице современной Российской империи – Петрограде. Нашему герою, Эрасту Петровичу Фандорину, 20 лет, и служит он письмоводителем в полицейском управлении. Страной правит император Николай III. На улицах за порядком следят роботы-городовые, по сути выполняющие функции разъездных камер наблюдения. Мир сериала – альтернативное настоящее с прогрессивными технологиями, вроде тех, что должны предсказывать преступления, но по городу в это время бегают мальчишки-разносчики газет из позапрошлого столетия, а император собирает огромную толпу перед Зимним для объявления важного решения, хотя было бы логичнее показать обращение к народу онлайн. Для чего наличие прогресса, если он не используется?
Осовременивание романа – одна из главных проблем экранизации. Изменив хронотоп, сюжет нужно подстраивать под новую реальность, иначе возникают логические ошибки и меняются характеры героев. В современном мире Фандорину доступны видео с камер наблюдения, полицейская база в его смартфоне и на служебном планшете – все это облегчает следствие. А поэтому оно изменяется, отличается и подстраивается под новую реальность. Чтобы понять, что не так в сценарии, можно просто проанализировать первую серию и начальные главы романа (а значит, дальше спойлеры). И там и там Фандорин приходит к своему начальнику Грушину с идеей о «клубе самоубийц»: различные факты натолкнули Эраста на тайну в этом деле. В романе Фандорин посещает квартиру покойника, читает духовную и встречает упоминание студента Ахтырцева ⇒ идет к Грушину, из показаний свидетелей понимает, что Кокорин стрелялся несколько раз, видит несостыковки в словах ⇒ опрашивает заново, узнает внешность стрелявшегося и окончательно понимает, что их было двое: Кокорин и неизвестный студент, ну а позже выходит и на Ахтырцева. В сериале же он приходит к Грушину в кабинет, у него читает завещание, так же, как в книге, видит упоминание студента Ахтырцева ⇒ цепляется за «студента» в показаниях, чувствует, что что-то не сходится ⇒ уходит опрашивать свидетелей и подтверждает мысль о двоих стрелявшихся, с чужой помощью логически достраивает цепочку к Ахтырцеву и ищет его данные в полицейской базе. Что, казалось бы, не так: весь разговор с Грушиным Фандорин держит планшет, где спокойно может поискать данные о гражданах, он дважды за разговор слышит о студентах, видит упоминание одного единственного, его фамилию. По сути все факты на руках, герою нужно лишь связать их и опросить заново свидетелей лишь для того, чтобы подтвердить гипотезу, но сериал следует книге, а поэтому эта беготня является повторным пересказом уже узнанной информации: сериальному Фандорину все факты и данные принесли технологии, а Фандорин XIX столетия должен был самостоятельно узнавать и выискивать их. Наш герой молод, пылок, полон энтузиазма, умен и проницателен; занимается скучнейшей работой, а пришел в сыскное он явно не ради переписывания бумажек, и вот появляется настоящее дело, которым Эраст загорается. Такой бы персонаж, имея все возможности сериального сыщика, воспользовался ими на 100%. Тем более оно ничего ему не сто́ит: все в руках, пять секунд и вся необходимая информация у него – сравнил, проверил, узнал. В сериале факты идут друг за другом в течение разговора – Эраст из книги зацепился бы и сопоставил их, в романе же проходит время между чтением завещания и показаниями, за которое Фандорин успевает позабыть некоторые детали. Книжный Фандорин воспринимается читателем как обычный человек, ну упустил деталь – позже вернулся, но в сериале он выглядит глупым из-за того, что не использует различные возможности, данные ему прогрессивной современностью.
Далее. Желание сделать из Лизы более объемного персонажа только приветствуется, но как это происходит: Эраст смотрит на хорошего качества видео с места преступления, замечает нужного ему человека, чье лицо видно прекрасно (хотя зрителя и пытаются убедить в обратном), позже просматривает фото с ним же и самостоятельно не понимает, что это один и тот же человек – ему для этого оказалась нужна посторонняя помощь. Опять же, это не в характере героя. Книжный Фандорин может упустить деталь, быть доверчивым – ведь он только в самом начале своего пути, поэтому где-то еще видна его неопытность, наивность, но никак не глупость. Из-за чего я делаю вывод, что Эраст в сериале не Эраст. Да, возможно, внешне похож, и зрителю может показаться, что это тот самый Фандорин, но характером это совершенно другой персонаж.

Роман «Азазель» открывает цикл о гениальном сыщике, здесь мы с ним впервые знакомимся, видим его становление, но экранизация концентрируется на ином. Из серии в серию мы наблюдаем за любовными перипетиями несуществующего царя и знаем о них больше, чем о любом важном для этой истории герое. Роль Бриллинга в жизни Фандорина сведена к нулю: Эраст просто начинает использовать фразы бывшего начальника, а сам Иван Францевич почему-то ДВАЖДЫ не может убить Фандорина. Зритель не понимает, из-за чего, что такого произошло между ними, что возникло подобное сомнение и смятение. В сериале не уделили время раскрытию их взаимоотношений, не показали то влияние, которое Бриллинг оказал на своего ученика, чему он его научил. О том, что Грушин Фандорину «как отец» мы можем узнать лишь со слов другого персонажа. Вот и получается, Бриллинг для Фандорина – чиновник, приехавший раскрыть дело, не больше. Грушин для Фандорина – начальник, взявший его на работу, не больше.
Может, лучше обстоит дело с любовной линией Эраста и Лизы? Все их отношения сведены к мелодраме, где он бежит в аэропорт, чтобы признаться в любви, пока она не улетела с нелюбимым. Если вы когда-нибудь будете ощущать себя бесполезным, просто вспомните, что для экранизации «Азазеля» придумали персонажа Глеба, необходимого в ней так же, как палка-копалка в космосе.

Что касается актерской игры, то выделить можно, пожалуй, Артема Быстрова: хотя бы его герой является тем самым Ипполитом Зуровым – бесшабашным гулякой-военным. Музыка Амалии, местами иллюстрирующая сериал, – унылая, бесцветная и абсолютно незапоминающаяся.

Авторы решили последовать примеру «Турецкого гамбита» и изменить главного злодея, что в теории могло оказаться хорошим вариантом для фанатов, все-таки это детектив. Но сериальное зло невероятно сильно уступает книжному: цель и философия графини Эстер куда интереснее. Да и к тому же финал становится совершенно другим.
В целом, непонятно, зачем нужно было менять некоторые детали: еще одна дополнительная смерть здесь не нужна и бессмысленна (серьезно, «Турецкий гамбит» без Зурова?). Если это сделано, чтобы зритель сильнее жалел Фандорина, ведь «все близкие мне люди погибают», то абсолютно мимо, только бездомного щеночка и убитого котенка не хватает. Проект о Фандорине имеет огромный коммерческий потенциал: литературная основа и фанбаза – так что вряд ли создатели не задумывались о возможном сиквеле, но в данных условиях возникает вопрос, как теперь это в теории может быть реализовано без очередной глупости.

Итак, что мы имеем:
В истории о Фандорине нет Фандорина. Да и других героев тоже, кто угодно скрывается под их именами. Это раз.
Непроработанный мир. Это два.
Нелогичный и глупый сценарий. Это три.
Фанаты будут сильно разочарованы, обычные зрители увидят очередной сериал про полицию и любовные приключения императора. Т.е. и как экранизация, и как самостоятельное произведение сериал не вышел. Это четыре.
Обидно ли? Обидно невероятно. Это пять.
Текст: Анастасия Вайс-Гросс
Фото: Кинопоиск