театр им. маяковского

«Арабская ночь, волшебный восток…»

«Добрый путник, войди в славный город Багдад…»
Сделать спектакль «для всей семьи» — та еще задачка. Основная аудитория — это дети. То есть постановка должна быть настолько захватывающей, чтобы маленький зритель смог усидеть на месте больше двадцати минут; еще желательно выполнить просветительскую функцию, чтобы ребенок узнал что-то из спектакля, и главное — чтобы этот самый зритель влюбился в магию театра и захотел приходить туда снова и снова. Но у детей всегда есть сопровождающие: родители, бабушки, няни. Значит, нужно, чтобы и взрослому зрителю было на что посмотреть и чем увлечься.

Егор Перегудов, художественный руководитель московского Театра им. Владимира Маяковского, не побоялся такой амбициозной задачи. Новый сезон в театре открылся его спектаклем «Багдадский вор и черная магия». Зрителей всех возрастов зовут последовать за Багдадским вором на загадочный Восток, где «чары и месть, отвага и честь, дворцы и песок.» Эта цитата из известной по мультику песни про еще одного вора из Багдада — Алладина. Диснеевский мультфильм наверняка запомнился зрителю аутентичным восточным колоритом, интересными персонажами и заедающими в голове песнями. Что-то подобное ожидаешь и от постановки на похожую тему, и в итоге все это получаешь, только во много раз усиленное очарованием театра.
Еще до третьего звонка зритель начинает чувствовать, что его ожидает нечто грандиозное. На сцене стоит огромных размеров шар, на котором потом будут проецироваться кошмары Великого Властелина (Никита Языков). Но, как и положено любым страшным снам, они с хлопком лопаются, как только их тронут первые солнечные лучи. И вот из дворца Властелина мы переносимся в сам город. Художник Владимир Арефьев, ответственный за костюмы и сценографию, очень скрупулезно подошел к своей работе. Декорациями для восточного базара служат ковры — да не простые! Как мы узнаем из программки, пространство спектакля создано из 50 сумахов — традиционных ковров, привезенных специально из Музея этнической культуры Дагестана. Каждому сумаху в среднем от 70 до 100 лет. Они вертятся и крутятся вслед за торговцами, которые поют песни про свои товары. И вот на сцене появляется Багдадский вор (Александр Скрыпников). С верным БиБаБо (кукла в виде обезьяны) он стаскивает разные товары то с одного прилавка, то с другого. Но вот его взгляд сталкивается со знакомыми с детства глазами служанки Фатимы (Алина Вакаева), в которую Вор был влюблен в детстве. Она в прислужении у Черного мага (Кирилл Кусков/Вячеслав Ковалев), и влюбленному парню нужно во что бы то ни стало ее вызволить! Но разменной монетой в их с Магом столкновении становится весь Багдад. Теперь у Вора цель не только соединиться с возлюбленной, но и спасти город.

От магии не укроется никто. Пока взрослые с интересом наблюдают за хорошей игрой актеров и кивают в такт песням, их дети вовлечены в само действо. То тут, то там происходит интерактив: ковер-самолет буквально проносится над головами, драгоценные камни перекидываются от зрителя к зрителю, а за нужные слова нужному человеку можно даже получить сахарную вату. Все время в спектакле что-то происходит, какое-то новое техническое изобретение или очередная выдумка. На то, чтобы только вспомнить все фишки, уйдет много времени, а уж описывать их и вовсе нет необходимости — подобный театральный опыт нужно обязательно испытать самостоятельно.
Так как это все таки рок-сказка, без отзыва на музыкальную часть не обойтись. В описании спектакля можно найти вот такую отнюдь не самокритичную заметку от создателей: «Это пьеса-экстраваганца:

Тридцать три песни, двадцать два танца.
Восемь погонь и прочих затей
Для взрослых, а, кроме того, для детей.
Каждая песня — убойный хит,
Так полагают авторы –
Юрий Энтин и Тухманов Давид».

Сложно сказать по поводу точности подсчетов, но вот эпитеты подобраны верно. Актерский ансамбль ничуть не уступает, а часто и вовсе затмевает прекрасную техническую сторону спектакля. Актеры сами, как большой слаженный механизм, где, однако, каждая деталь сияет ярко. От их танцев хочется самой пуститься в пляс, а песни будто бы просят: «Подпевай нам!» — уже на втором припеве, настолько они «убойные хиты», как сказали авторы. Самое приятное, что атмосфера вокруг царит такая, что подпевать не просто можно, но и нужно — за фальшивую ноту никто не осудит.
Про «Багдадского вора и черную магию» хочется написать много и мало одновременно, потому что хочется, чтобы магию (светлую!) спектакля каждый, кто хочет, ощутил сам. Скучно на спектакле будет только тем, кому в принципе по жизни скучно. Тем же, кто хочет приятно провести семейный вечер, будет, чем насладиться.
Текст: Ксения Сластен
Фото: Театр им. Маяковского