КИНО

Документальный метр для всех

Короткометражные фильмы от российских режиссеров в программе международного кинофестиваля Beat Film Festival рассказывают о новой культуре
Международный фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival в этом году отметил свое 15-летие. В кинотеатрах Москвы прошли показы документальных работ со всего мира об известных деятелях культуры, современных тенденциях в искусстве и просто о людях, которые представляют свое время. Помимо широких экранов и больших кинозалов, ряд фильмов был представлен онлайн на Кинопоиске, в том числе короткометражные проекты российских режиссеров, с которыми и ознакомились наши рецензенты.
«Сады всегда на следующий год»
Реж. Николай Ладо

В Нижнем Новгороде уже несколько лет растет очень необычный сад. На первый взгляд все как всегда: аккуратные ряды цветов и зелени во дворике, только дворик этот ведет к единственному в городе частному крематорию. Это проект художника Артёма Филатова «Сад им.», и здесь каждый кустик, каждый цветок носит чью-то память.

«Сады на следующий год» — это не просто документальный фильм, а философское размышление о жизни и смерти. Впрочем, на подобную тему снять нечто заурядное было бы сложно. Человеку всегда сложно сталкиваться с напоминанием о смерти, однако этот фильм не пугает, а, скорее, дарит чувство умиротворения. «Ведь признавая смерть, разбираясь в смерти, ты понимаешь, что ты жив», — с такими словами художник борется со стигматизацией и замалчиванием этой неудобной темы в обществе. «Сад им.» является еще и аудиальным проектом — из динамиков, будто молитва, зачитываются названия частей тела человека на латыни. Это наталкивает посетителей сада на размышления о связи материального и духовного.

В фильме Филатов рассказывает и про другие свои проекты. Например, в проекте «Tabula» он также размышляет о синергии человека с природой. Натурфилософия вообще является основным лейтмотивом его творчества. О нашей связи с окружающим миром важно говорить, особенно сейчас, в эру цифровизации, когда мы как никогда далеки от земли.
Ира Адаменко
«Точно не керамика»
Реж. Игорь Шмелев, Кира Альтман

Как вы думаете, сколько лет дымовскому керамическому производству? Уверена, многим, как и мне, кажется, что керамика из славного города Суздаль с нами очень-очень давно. Но этой юной девушке всего двадцать один год. Прекрасный возраст, не так ли?

К двадцатилетию бренда «Дымов Керамика», широко известного как в России, так и за ее пределами, Игорь Шмелев и Кира Альтман выпустили документальный фильм с необычным названием об основателях завода Вадиме и Евгении Дымовых. «Точно не керамика», — так думала Евгения о том, что может связать ее с будущим мужем. Но у судьбы свои планы, и вот у пары помимо троих замечательных сыновей есть прекрасная дочь, известная без преувеличения целому миру. Чета Дымовых с теплом рассказывает о творческом поиске и жизненном пути, об идейной и технической стороне их совместного детища и об уникальности именно суздальской керамики.

У фильма красивейший визуал, что создает ощущение просмотра художественной кинокартины, без потерь передающей отношение Дымовых и к их делу, и к городу, вдохновляющему героев долгие годы. Документальные кадры производства соседствуют с суздальскими пейзажами, умиротворенными и вызывающими желание бросить все и поселиться там. А ожидаемая отсылка к сцене с гончарным кругом из фильма «Привидение» не только визуальная, но и музыкальная. Ведь и наша история, конечно же, о большой любви. К керамике, разумеется.
Радистка Кэт
«De_dacha»
Реж. Егор Иванов

Киберспорт — это та сфера, которая для многих предельно знакома и совершенно непонятна. Наверняка у некоторых из нас есть воспоминание, когда друг или брат сосредоточенно целились куда-то мышкой на экране, изредка произнося какие-то реплики, а потом вдруг эмоционально взрывались криком негодования или победы. Игра в CS2 уже давно перешла за границы хобби и стала одним из ведущих направлений киберспорта. По этому шутеру проходят мировые турниры, условия для спортсменов там ничуть не проще тех, что царят в мире «обычного» спорта, а среди букмейкеров также заключаются многомиллионные контракты.

Фильм Егора Иванова «de_Dacha» всего за двадцать пять минут погружает зрителя во внутренний мир киберспортсменов: как они готовятся к игре, что она для них значит, как они относятся к проблемам и поражениям. Режиссер успевает описать кратко и бывалых чемпионов, и восходящих звезд, рассказывает о киберспорте как с мужской перспективы, так и с женской. Более того, рассказ ведется на простом языке, чтобы даже тот, кто знает только то, что в CS2 нужно стрелять, смог проникнуться переживаниями киберспортсменов.

Ксюша Сластен

«Хозяюшки»
Реж. Таир Полад-заде

Объем невидимой работы, которую ежедневно делают и женщины в своих домах, и так называемый обслуживающий персонал в крупных фирмах и корпорациях, поражает. Незамеченными или недооцененными остаются уборка, поддержание чистоты, приготовление пищи и контроль самых разных процессов — от наличия снэков до сверки графика. Кажется, что в 2024 году уже странно напоминать о том, что подобная работа является очень важной и во многом поддерживает жизнеспособность людей и предприятий. Но режиссер короткометражного фильма «Хозяюшки» Таир Полад-заде решает в очередной раз обратить внимание зрителей на вечную проблему, сосредоточив свой взгляд на такой крупной корпорации, как «Яндекс».

Короткий документальный фильм начинается с перечисления объемов продуктов, которые потребляют все работающие в офисе сотрудники «Яндекса» в течение дня. Естественно, учитывая количество рабочих мест в одной из самых крупных IT-компаний в России, числа получаются внушительными. Различные закуски, фрукты, ягоды, печенье, чай и кофе составляют основной рацион людей в офисе. Но кто следит за тем, чтобы в кафетерии всегда были свежие сезонные фрукты, а в принтере не кончалась бумага? За все это отвечают так называемые хозяюшки.

Таир Полад-заде дает возможность рассказать о себе тем людям, чья работа обычно остается в тени. Ежедневно они заботятся о тысячах сотрудников корпорации, чтобы сделать их пребывание на рабочем месте комфортным и приятным. Именно этой домашней атмосферой и славится «Яндекс». Вот только хозяюшки никогда не выходили на свет и не были в центре внимания, чтобы донести до своих коллег и других людей, как важен их труд и как они любят то, что делают. Документальный фильм, несмотря на, казалось бы, банальную тему, все равно смотрится с интересом, потому что не проникнуться теплом и благодарностью к хозяюшкам практически невозможно.
Екатерина Мельниченко
От тонкостей создания керамических изделий до тонкостей подготовки к киберспортивным соревнованиям: Beat Film Festival в этом году собрал молодых авторов, готовых поделиться своими работами про уникальные человеческие истории и культурные явления, о которых современный зритель даже не задумывался.

Текст: Оля Александровна, Ира Адаменко, Радистка Кэт, Ксюша Сластен, Екатерина Мельниченко

Фото: Кинопоиск, Beat Film Festival