— Кто научит, что все хороши, тот мир закончит.
— Кто учил, того распяли. (с)
Смотреть спектакли по классике, поставленные как краткий пересказ для всех не успевших дочитать, всем давно надоело. Как и ставить такое. Театр давно перешел в эру, когда произведение воспринимается через режиссера, а каждый спектакль является личным культурным событием для зрителя, имеющего свой культурный багаж и бэкграунд. Поэтому смотреть дипломный спектакль «БЕСЫ» Андрея Хисамиева следует, зная первоисточник. Ну, желательно. Никто на входе не спрашивает, читали ли вы Достоевского.
Спектакль представляет собой изнанку романа — он не про хищников, для которых люди лишь ресурс и средство достижения цели, а как раз про тех самых несчастных травоядных, которые встретились на пути. История концентрируется на Шатовых и Кириллове, рассказывается с середины и завершается не книжным финалом, а финалом жизненным, оставляя все прочее за кадром. И если роман «Бесы» ставрогиноцентричен, то здесь того нет вовсе. Есть лишь Верховенский, выполняющий, скорее, функцию техническую, чем драматургическую. Он связывает жизни героев воедино и представляет собой жернова судьбы, перемалывающие людей ради чего-то большего, им неведомого и непонятного.