КИНО

В поисках смысла

Садись, за идею — пять, за исполнение — четыре
Сериал «Библиотекарь» претендовал на главную премьеру года. Сразу на нескольких платформах — Кинопоиске, Wink и more.tv — зрители следили за поисками Алексея Вязенцева и его соратников из Широкинской читальни в поисках главной книги Смысла. 17 августа сериал завершился. Стал ли «Библиотекарь» и правда революционным проектом или же оказался очередной ладно скроенной экранизацией по мотивам?

Сериал основан на сюжете одноименной книги Михаила Елизарова. В нашем мире есть мир отдельный — читальни и библиотеки. Идеология этого мира строится на произведениях советского писателя Громова. Книг шесть: «Пролетарская», «Счастье, лети!», «Нарва», «Дорогами труда», «Серебряный плес», «Тихие травы», «Дума о сталинском фарфоре». При внимательном, без остановок и на мотив молитвы прочтении они способны наделить Силой, Яростью, Памятью, Терпением, Властью, Радостью и Смыслом. Последнюю, самую главную книгу — книгу Смысла — никто не видел и не знает о ее местонахождении, но все мечтают ее найти. Читальни бьются за книги, причем в буквальном смысле: устраивают так называемые сатисфакции — битвы до смерти библиотекаря.
Стоит сразу предупредить, что я книгу не читала, поэтому не берусь сравнивать экранизацию с первоисточником, тем более в титрах сериала указано, что он снят «по мотивам». Насколько эти мотивы были далеки от оригинала, проследить трудно, но вот их близость с учебниками по сценаристике не заметить невозможно. Сериал идет по уже проверенным тропам, стараясь не повторять хиты фэнтези-жанра кадр в кадр, но и не предлагая чего-то радикально нового. Первую половину сериала это особо не мешает. Зритель попадает в мир Громова так же внезапно, как и главный герой Алексей (Никита Ефремов), и ему тоже нужно время на то, чтобы осмотреться и понять, что к чему в новой обстановке.

Технические достоинства сериала тоже не помогают разглядеть плоскость сюжета сразу. Но во второй половине словно какой-то морок спадает, и несмотря на то что поиски движутся к своей кульминации, становится скучнее. Масштаб событий начинает утомлять, а запутанный клубок взаимоотношений читален — раздражать. Ждешь какого-нибудь радикального, необычного решения, какого-то поворота, чтобы снова выпасть из реальности на пятьдесят минут, как тогда, в начале, но сюжет как был хорошо скроенным и плоским, таким и остается. Персонажи раскрываются ровно так, как ты от них и ожидал, схватки заканчиваются точно так, как и надо, даже смерти персонажей происходят в самый подходящий момент и не оставляют после себя какой-то горечи, которая обычно появляется, когда любимый герой исчезает с экрана. Это не сказать, чтобы плохо, нет, русскому стримингу все еще нужны проекты с ладным сюжетом без сюрпризов, но легкая горечь от нереализованных перспектив «Библиотекаря» все равно остается.
Грустно в том числе и оттого, что у создателей сериала получился очень атмосферный мир. Сценарий — это один из немногих крупных мазков без уточнений на холсте всего сериала. Общую же картину, кроме как масштабной, по-другому назвать нельзя. Батальные сцены, коих бывало по пять штук на серию, поставлены по лучшим хореографическим канонам. Во время них проливается море крови, что, кстати, не совсем свойственно российским проектам на стримингах, тем более — с привлечением телевидения (в создании «Библиотекаря» принимал участие канал РЕН ТВ), поэтому тут сериал сделал шаг вперед. Когда все мирно, на картинку тоже смотреть приятно. Отдельно хочется похвалить создателей за неплохие постельные сцены, которые были к месту и поставлены с той же щепетильностью, что и кадры сражений.

Все действие движется актерами разного ранга: от звезд, которые сейчас снимаются, кажется, в каждом втором проекте (как Никита Ефремов), до неизвестных, но талантливых имен. Актерский ансамбль осознает посредственную проработку собственных персонажей и отлично с ней справляется, не уходя в нелепые крайности, когда, например, драма персонажа не соответствует глубокой печали страдания на лице актера.
В общем и целом, «Библиотекарь» — достойный проект, ярко демонстрирующий сегодняшнее состояние проектов российских стримингов, когда все хорошо, кроме сценария. Плоскость сюжета особенно выделяется на глубине проработки других аспектов — операторской работы, музыки, актеров и другого. Возможно, для тех, кто действительно ждал «Библиотекаря» как событие года, это покажется провалом, но если относиться к сериалу, как просто к образцу добротного, ладного фэнтези без каких-либо сюрпризов, то можно приятно провести вечер-два перед телевизором.
Текст: Ксения Сластен
Фото: Кинопоиск