Практика

Игра в ассоциации

Я достаю из широких штанин томик Бродского и читаю его Прекрасной даме
«Я вас любил. Любовь еще (возможно,\что просто боль) сверлит мои мозги», «Девушка пела в церковном хоре…», «Светить всегда,\светить везде,\до дней последних донца…». Если вы знаете эти строчки, то вы, как минимум, усвоили школьный курс литературы. Александр Блок, Владимир Маяковский и Иосиф Бродский – одни из самых ярчайших, любимых и читаемых представителей своего периода. Впрочем, на первый взгляд, только это их и сближает, что их стихи любят и читают. А может быть, есть еще точки соприкосновения? Подумать об этом предлагает спектакль-концерт «БродскийМаяковскийБлок» режиссуры Елены Маховой.

Сама режиссер говорит, что выбор авторов «пошел от эгоизма – что я хочу прочитать». По правде говоря, это чувствуется. Весь спектакль ощущается, как игра в ассоциации. Ага, Бродский. Что у нас ассоциируется с Бродским? Одиночество, отрешенность, чувственность, тоска. Что по цветовому решению? Черный цвет, очевидно. Отлично, ставим. То же самое с Блоком, то же самое с Маяковским. И это работает! В спектакле нет повествования как такового или даже попытки как-то связать Бродского с Блоком и Маяковским, главное в сюжете – это то, как отдельный актер в своем амплуа переживает эмоции, что заложены в стихотворении.
Начинается все с Бродского. Актеры выходят один за другим и, кто как может, прочитывают те произведения, что им ближе. Они никогда не пересекаются на сцене, свет всегда направлен только на одного, потому что такой вот он, Бродский – всегда про личность против мира или другой личности, больше двух людей в его «популярной», скажем так, поэзии не бывает.

Дальше – смена тональности. Интимная темнота вдруг озаряется белым, будто бы божественным светом. Актеры тоже переодеваются, облачаясь в белые одежды. Белый – действительно блоковский цвет, именно в него хочется раскрасить тот период его поэзии, когда в ней царила Прекрасная дама, но и поздние стихотворения без него не обходятся, ведь «в белом венчике из роз впереди – Иисус Христос». Чтением поэмы «Двенадцать» заканчивается, извиняюсь за тавтологию, блоковский блок, и оно оставило во мне больше всего впечатлений. Все стихотворения подходили своим чтецам, но именно трактовка «Двенадцати» Максимом Жегалиным попала в тот напряженный нерв, в который должен попасть спектакль, чтобы остаться в памяти.
И вот – кричащий красный. Все актеры на сцене, и уходить с нее не собираются, ведь большой, громкий Маяковский – он про всех и он для всех. Он ревущий, он грохочащий, он марширующий. Со сцены не прозвучит знаменитая трогательная «Лиличке», зато будет провозглашено «Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и Солнца!». Маяковского бросало в стороны, он влюблялся в одну идеологию и отказывался от другой, и выбором стихотворений режиссер хотела эти метания показать. Поэт поэтов, поэт власти, поэт мечтателей – это все о Маяковском.

Делать спектакль-концерт с читкой известных стихотворений – дело не всегда благодарное. Если человеку действительно по сердцу какой-то поэт, то наверняка у себя в голове он уже выработал идеальную схему, как именно нужно читать его стихотворения, какие интонации выбирать, какие слова выделять, и любое несоотвестветствие заданной не зависящими от актера чувствами схеме может оставить плохое впечатление от спектакля. Остается только надеяться, что среди зрителей будут преобладать те, кого тишина вместо крика и наоборот в определенном стихотворении будет приглашать на диалог, показывать, что вот так тоже можно, и открывать новые грани в уже заученных наизусть стихотворениях. А плохо знакомых с творчеством БродскоМаяковскогоБлока этот спектакль сможет натолкнуть на то, чтобы все-таки открыть сборник, запылившийся на антресолях.
Текст: Ксения Сластен
Фото: Дарья Нестеровская