КИНО
ЧЕМПИОН МИРА
О том, как российское кино снова играло на поле спортивных драм — и проиграло.
Если бы «Фонд кино» получал рубль каждый раз, когда российский зритель шутит про выход очередной спортивной драмы, он бы собрал бюджет для съемок еще одной такой спортивной драмы. Футбол, хоккей, баскетбол, Козловский, Петров… вот очередь дошла до шахмат и Ивана Янковского. Вышедший в предпоследний день ушедшего 2021 года «Чемпион мира» Алексея Сидорова рассказывает о, как обещает вся пиар-кампания картины, легендарном матче за звание чемпиона мира по шахматам, который прошел между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в 1978 году. Оценить легендарность матча без должного уровня знаний истории шахмат тяжело, так что нам остается только поверить прокатчикам и создателям на слово (и очень хочется позже об этом не пожалеть).

В выбранном для тиражирования матче играли друг против друга бывшие соотечественники: Карпов (Иван Янковский) представлял СССР как действующий чемпион, Корчной (Константин Хабенский) без гражданства боролся за звание чемпиона как победитель турнира претендентов. Необходимости понимать, что за турниры, претенденты и звания, чтобы получить удовольствие от фильма, нет. «Чемпион мира» как любой российский фильм, выходящий под Новый год, рассчитывает на семейную аудиторию, а потому не требует от зрителя разбираться ни в турнирной системе, ни даже в правилах самих шахмат. Самое простое в процессе объяснят, самое сложное — оставят на откуп «Википедии».
При этом сам нарратив «Чемпиона мира» кажется скорее запутанным и сбивчивым. Сюжет фильма напоминает винегрет — или актуальнее сказать оливье? — из личной жизни Анатолия с умирающим отцом (Федор Добронравов) и не существовавшей в реальности женой (Диана Пожарская), математически точно просчитанных партий, эзотерики, связанной с командой Корчного, неясных ремарок про спецслужбы, мешающие Карпову спать, и нарисованных рыцарей, изображающих шахматные партии как средневековые битвы. Уже потеряли нить повествования? А это только выжимка из всего происходящего на экране. Фильм во время просмотра расслаивается на два: интересную спортивную драму, где по вечерам лучшие гроссмейстеры СССР просчитывают ходы, чтобы по утрам Карпов выигрывал партии, где Анатолий — талантливый шахматист, строящий в уме ветвления для выбора лучшей комбинации, а Корчной — его достойный сильный соперник; и на странную мистику, где Корчной обязан своими победами гипнотизерам и медиумам, Карпов находится под влиянием темных сил, а загадочные спецслужбы (кстати, не совсем ясно, чьи, филиппинские?) очень не хотят победы советской сборной. И если первый фильм дарит гордость за советских шахматистов и желание его пересматривать, то второй только заставляет брови ползти все выше и вздыхать.

Кажется, «Чемпион мира» оказался новой жертвой российской тенденции подправлять и приукрашивать реальные исторические матчи и турниры в угоду тому, чтобы они становились зрелищнее, а их участники казались нам великими героями. Только главная проблема обычно кроется в том, что и до приукрашивания реальные истории имели все шансы захватить зрителя, заставить его волноваться и искренне гордиться героями. А вот знание о недостоверных исторических фактах, которые внедрили в сюжет, чтобы его приукрасить, и нереалистичность препятствий на экране включенность в происходящее только убивают, а доверие к повествованию подрывают. В общем, ироничное: хотели как лучше, сделали только хуже.
Несколько удивил «Чемпион мира» и неотрефлексированностью судьбы Корчного, который, бежав из СССР, оставил там жену и сына (они подверглись давлению как семья врага народа), не мог выступать на части турниров из-за бойкота со стороны СССР. Не отрицая того факта, что Корчной вполне мог быть не самым приятным человеком, очень хочется, чтобы он имел право на сочувствие с нашей стороны. Точно так же хочется, чтобы Карпов имел право на ошибку — и его срыв на членов команды, кажется, в недостаточной степени выполняет эту функцию. Просто Карпов все два с половиной часа кажется слишком хорошим, Корчной слишком плохим, а зрители достаточно умны, чтобы не подавать им/нам ситуацию так полярно.

И все-таки визуально фильм получился очаровательно советским со своим тепло-желтым цветом картинки и вниманием к деталям. Актерский состав будто вышел из 70-х не только костюмами, но и лицами (за парой досадных исключений). И несмотря на то что поверить в историческую достоверность сюжета местами достаточно сложно, в достоверность атмосферы верится легко. Янковский приятно выразительный, Хабенский, как всегда, поражающе фактурный, двое Добронравовых, Вдовиченков и Сухоруков замечательно органичные. Наверное, главное очарование «Чемпиона мира» в итоге и кроется в его эстетической атмосфере — в нее хочется возвращаться.
«Чемпион мира» — фильм, положительная характеристика которого выглядит как «оставил неоднозначные впечатления». Возможно, получившийся у создателей салат и может стать приятным аккомпанементом праздничных зимних каникул и даже стоит того, чтобы единожды его посмотреть. Но хотелось бы большего, а это российский кино-спортивный мир предложить пока не готов.
Текст: Мария Дорофеева