Театр Ермоловой

Один день Екатерины Александровны

Не хороший, не плохой — среднестатистический
Спектакли ПРОЕКТА [1,5] — это площадка для открытий: новых режиссеров, новых актеров, необычных для театра форм и сюжетов. В этот раз сошлось все: молодой режиссер Дмитрий Мульков вместе с драматургом Артёмом Казюхановым и художницей Марией Моторной представили документальный спектакль «Человек среднестатистический», основанный исключительно на цифрах. Интересно? Очень.

В главной роли здесь — актуальная статистика, которая диктует сюжет. Примечательно, что она рассказывает нам о жизни россиян за МКАДом (видимо, москвичи несколько выбиваются из общих данных). Сквозь цифры вырисовывается образ главной героини — Екатерины Александровны Ивановой (женщина — потому что женщин в России статистически больше, чем мужчин — 54%) из европейской части России, работающей менеджером по продажам и живущей с мужем Александром (Александр Замураев), сыном Максимом (Вячеслав Харитонов) и котом Барсиком (Михаил Попов). Результаты опросов описывают ее утро, устанавливают распорядок дня, рассказывают, на какую косметику Екатерина тратит больше, что она ест на завтрак, почему пьет кофе, а не чай, какие книги читает, какие сериалы смотрит и сколько спит. Словно художница, статистика рисует полотно жизни на сцене, но вот только не очень искусное: как десятки панельных домов, одинаковых школ и похожих друг на друга семей, она игнорирует самое важное — личность.
В спектакле цифры безостановочно озвучивает артист Данила Казаков, и в какой-то момент они начинают давить на зрителя, на Екатерину, на весь мир, созданный в спектакле. Статистика будто строит клетку, ограничивает каждого из нас, стирает индивидуальность. Она врывается даже в сны, например, говорит о том, что женщинам часто снится рыба, и именно рыба приходит Екатерине в кошмаре.

Признаться, поначалу постановка меня сильно озадачила: первую половину спектакля я ждала какого-то взрыва, коллапса, который должен произойти с Екатериной, уставшей от бесконечного быта, холодного мужа и ершистого сына-подростка. Я ждала, что в спектакле произойдет если не слом статистики, то по меньшей мере что-то, что из нее выбьется. Но время шло, день Екатерины неминуемо тянулся к вечеру, а бунт так и не начинался.
Актеры мастерски выполняли бесконечное количество мелких действий: складывали и раскладывали вещи, убирались, готовили еду и ели ее, гладили (или гоняли) кота, передвигались по дому в такт цифрам — и это, с одной стороны, завораживает: артистам нужно прорисовать каждую мелочь и сделать ее естественной, будто это не театральная постановка, а ничем не примечательный день из жизни. А с другой — пугает, потому что напоминает день сурка. Невольно задумываешься: а сколько таких дней сурка было в жизни у меня? Возможен ли здесь бунт? И самое главное — нужен ли он?

Но личность в цифры не загонишь, и об этом мысли Екатерины, которые транслируются на экран: параллельно с бесконечными заботами по дому (статистика здесь гласит жестокую правду — именно женщины выполняют большую часть неоплачиваемого труда, связанного с хозяйством, воспитанием детей и уходом за домашними животными) она думает о том, как ей успеть все за сегодня, о том, почему с ней так сух супруг и холоден сын. Ей хочется, чтобы с ней были нежнее и добрее, чтобы о ней больше заботились и чтобы она сама больше о себе заботилась. Отсюда и произрастает требование изменений: гордо сказанное «Я не лосось» в одиночестве на кухне со стаканчиком мороженого в руках оставляет надежду на то, что Екатерине удастся получить то тепло и заботу, которые ей так нужны. А, может быть, это статистически самая популярная цитата из книги Ольги Примаченко «К себе нежно» (по данным Читай-города — одной из самых продаваемых книг в стране).
Спектакль не дает формулу идеальной жизни или ответ на вопрос «кому на Руси жить хорошо», но он дает пространство для решения: верить статистике или нет, бояться ее (порой она называет страшные цифры) или радоваться (ведь больше восьмидесяти процентов россиян счастливы и довольны своей жизнью). На обсуждении зрители делились ощущениями: кто-то испытал страх от просмотра, кто-то — радость, а кто-то — облегчение, что не попал ни в один пункт статистики. И, пожалуй, в этом спектакль добился главного — вызвал у людей чувства.
Текст: Юлия Гурьянова
Фото: Женя Сирина