Кино
КОЛЛЕКТОР
Коллектор Артур живет обычной жизнью — у него есть любимая работа, жена, друзья. Из приемов его работы — психологическая манипуляция, из-за которой иногда приходится договариваться с самим собой. Но в любой работе бывает так, что все идет не так, как нужно.


Мне кажется, тяжело работать коллектором — часто приходится идти на сделку с собственной совестью: переступаешь ли ты черту морали или нет. Но ничего, потом, наверное, привыкнешь, как привык и главный герой картины Алексея Красовского Артур.

С первых минут мы видим рутинные будни нашего коллектора. Должники не особо заставили меня переживать: ну как можно взять такую огромную сумму на липосакцию? Представляя, как тяжело отдавать кредит и какие лишения необходимо терпеть на собственном опыте, я не понимаю тех, кто в этом фильме влез в многомиллионные долги и еще умудряется оправдывать их нелепыми причинами.
С первых минут мы видим рутинные будни нашего коллектора. Должники не особо заставили меня переживать: ну как можно взять такую огромную сумму на липосакцию? Представляя, как тяжело отдавать кредит и какие лишения необходимо терпеть на собственном опыте, я не понимаю тех, кто в этом фильме влез в многомиллионные долги и еще умудряется оправдывать их нелепыми причинами.

Артур держит в голове много информации, а потому имеет потрясающую память — это у меня вызывает восхищение. Всегда нравились люди, которые могут работать с данными и не путаться в них, а здесь главный герой еще и умело применяет эту возможность в реальном времени для психологических атак и манипулирования. Он буквально знает все и про всех.
Какое-то время фильм разрушает все стереотипы о профессии коллектора: оказывается, это не грузный злой дядя-вышибала, который разъезжает по квартирам и грубо разговаривает, ругаясь матом. Он не кричит из телефона: «Мы отнимем твою квартиру и дом, б***ь!» Коллектор может делать крабиков из фольги и валяться на диване, у него могут быть любящая жена и друзья. Его метод — не кулаки, а изощренные слова. Смотришь, и кажется, что люди сами во всем виноваты.

Однако стоит помнить, что со стороны работа коллектора выглядит как что-то ужасное и отвратительное — это человек, забирающий последнее, а иногда и подталкивающий людей к страшным поступкам. К самоубийству, например. Неудивительно, что люди считают главной своей проблемой купюры и монеты, но не понимают, что и Артур — не монстр: «Я всего лишь помогаю людям вернуть деньги».

Когда главный герой оказывается в западне из-за ужасного видео, начинаешь ему сочувствовать. Своими руками он никого не убивал, как же вы не понимаете? Хочется донести это каждому, кто попытается хоть как-то обвинить коллектора — мы не можем предугадать исход событий. Наверное, именно поэтому в жизни очень многое зависит от случайных и порой роковых совпадений.
В фильме наглядно показывается, как из-за одного дурацкого промаха от тебя отвернутся все: друзья, знакомые, самые близкие люди. «Но Артур же ни в чем не виноват!» — вот, о чем мне хотелось кричать весь фильм. Он невиновен, ну как вы не понимаете?

Человек на экране не сдается и не сбегает от сложностей через запасной выход — он сталкивается с ними лицом к лицу, хотя разъяренная толпа может поглотить его. Следя за подобным, испытываешь уважение и думаешь, что сам точно так не смог бы.

Но есть в истории коллектора поступки, контрастирующие со спасением собаки: «Знаете, кто хуже водителей, сбивающих собак? Люди, которые дают, а потом отнимают у них надежду». То, что Артур посмел притвориться сыном полоумного старика, поражает. Пожилые люди, которые теряют память или имеют проблемы со здоровьем, всегда находят у меня отклик в сердце.

Начальник Артура вечно крутит оправдания, почему его уволил, жена мелет что-то непонятное-пустое, интересующее только ее, охранник требует деньги за то, чтобы не впускать никого внутрь, и вот уже невольно появляются вопросы — а так ли вообще наш коллектор счастлив? И почему, чтобы осознать, что ты в полном дерьме (по жизни — мы сейчас не касаемся видео), нужно попасть в какое-то другое дерьмо? Такое, от которого мало шансов отмыться.
В фильме применен ужасный с точки зрения морали и прекрасный для визуализации прием — все герои, кроме Артура, лишь звучат, но не появляются физически. Из-за этого все время находишься в напряжении и натяжении, как струна — особенно тяжело слышать вздохи умирающего пса.

Ему коллектор дает имя Артур. Наверное, сравнивает с собой: псу переломали череп, но он еще не мертв, хотя вот-вот смерть его настигнет. А главному герою переломали судьбу, из-за чего теперь его готовы убить. Выхода из ситуации нет никакого, да и абсолютно все близкие, кто поддерживал раньше, обернулись против него.
Пожалуй, Тамара поддерживает в коллекторе жизнь последние часы. Но стоит прерваться звонку, заканчивается и история Артура. Именно поэтому главный герой завершает все линии — расстается, увольняется. Стоит помнить, что с его профессией всегда будут связаны определенные риски, а из правды и принципов не сделаешь бронежилет.
Текст: Виктория Кэшби