Денис Нурулин

«Когда между людьми что-то происходит в кадре – это, на мой взгляд, самое главное»

16 января в эфире телеканала НТВ состоялась премьера исторического детектива «Безсоновъ», действие которого разворачивается в Петербурге начала XX века. Сериал показывает ряд запутанных историй, в центре которых постоянно оказываются молодой чиновник сыскной полиции Николай Безсонов и его коллега и наставник Пётр Романович Щукин (Алексей Гришин). Главную роль – князя, гения и сыщика Николая Безсонова – сыграл актер театра и кино Денис Нурулин.
Мы поговорили с Денисом о любви к истории, о съемках сериала и Чести.

— Вам удивительно идут исторические костюмы, да и количество проектов, так или иначе связанных с историей, наталкивает на вопрос – это случайно так получается, или Вы специально выбираете такие проекты?
— Да нет, так складываются обстоятельства. Мне предлагают – я пробую, делаю, у меня получается, меня утверждают. Но какой-то конкретной цели сниматься только в таких проектах нет, я готов к любым предложениям. Просто получается, что мне предлагают много исторического из разных эпох: XIX век, 40-е года, либо вообще фэнтези. Всегда по-разному.
— У Вас любовь к истории с детства? Может, пока все изучали книжки про космос, Вы читали про викторианскую Англию Шерлока Холмса и Камелот короля Артура?
— Нет, конечно, что вы. Ну, когда я учился в школе, мне нравились история и обществознание, но ярым поклонником не был. Хотя во время глобального карантина я посмотрел порядка ста серий про историю России – просто интересно стало. Это очень нужно, когда ты играешь роль. Ведь ты готовишься, изучаешь, смотришь. Важно же понимать, в какую эпоху люди жили, как они выглядели, как они одевались, как они говорили, что тогда было в моде.
— Каково это – готовиться к роли человека, который жил в другую эпоху, у которого совершенно другой взгляд на мир?
— Это очень зависит от сценария. Если брать, допустим, того же Безсонова, то он все-таки вымышленный персонаж, а не какая-то конкретная историческая личность, поэтому с ним попроще. У тебя есть свобода действий, ты можешь придумывать, предлагать. Но действие сериала происходит в 1900-х годах, до революции, и поэтому ты уже изучаешь конкретно это время. Например вот Петербург, а у нас история происходит именно там: какие там были люди, кто там тогда правил? – ага, Николай II. И ты начинаешь более-менее понимать, что там происходило. Конечно, не нужно сильно глубоко копать, это порой может навредить, но на какие-то общие составляющие части смотришь. Кроме того, на площадке всегда есть человек, который консультирует тебя, говорит, как носить, как держаться. И еще у нас был хороший сценарий, в котором рассказывались все исторические вещи: что тогда происходило, что могло происходить. Поэтому было комфортно и легко.
— Сериал «Безсоновъ» снимался почти пять лет назад, в 2018-19 годах. Когда Вы смотрели его, то проживали историю заново как зритель? Или, как Николай Валерьянович, имеете суперспособность ничего не забывать?
— Я все проживал как зритель. Потому что помнил только первую и вторую серию. Ну, и девятнадцатую-двадцатую – и то помнил только то, чем они заканчиваются. А что происходило в остальных, я вообще не знал и порой сидел и удивлялся: да неужели это было так?! Вот это да, кто бы мог подумать, что он преступник! Было ощущение, как будто я сам там и не снимался, настолько все забыл уже. Поэтому для меня это было чем-то новым.
— Для Вас способность Безсонова помнить все – это дар или проклятье?
— Хороший вопрос. Потому что здесь есть и плюсы, и минусы. Плюсы в том, что человеку его память помогает в работе в сыскной полиции: запоминать все нюансы, детали, которые в дальнейшем помогают ему в расследованиях, за которые он берется с Петром Романовичем Щукиным. Минусы в том, что очень тяжело такой поток информации в голове держать. Там даже есть серия, когда тетушка ему говорит: «Николай Валерьянович, Вам нужно в отпуск, Вы совсем уже исхудали, плохо выглядите». А он отвечает: «Нет, я готов! Я готов работать!» Это все во благо человечества, во благо людей, которым он помогает, даже если ему это вредит. Он человек Чести, я это уже неоднократно говорил. Это – дар, который ему сверху дали. И он этим пользуется, а все вокруг удивляются.
— Во время просмотра может сложиться впечатление, что Николай воспринимает все происходящее как одну большую запутанную игру, как конструктор, который нужно собрать. Для Вас в нем больше куража или искреннего желания помочь?
— Самое основное – это искреннее желание помочь людям. Кураж, безусловно, присутствует, но исключительно по его, так скажем, неопытности и неосторожности. Он же ни с того ни с сего начинает помогать простой девушке, циркачке, когда понимает, что если он не поможет, то все. И вся эта история вокруг него вертится. Обстоятельства так сложились, что его затянуло в эти убийства. Его долг как настоящего мужчины – помочь, хотя он в тот момент еще даже не служил в полицейской части. И поэтому, конечно, здесь в первую очередь речь про долг и помощь людям. Он сказал – он сделал. А в дальнейшем Николай понимает, что это его призвание и он хочет этим заниматься. Вроде бы он князь, голубых кровей, и у него такой высокий чин, а при этом он идет работать в сыскную полицию. И это все только от того, что он хочет помочь людям. И делает это порой с горячим и открытым сердцем. Там же есть серия, когда его обманула девушка с записками. И он говорит: «Как так? Вы меня обманули, я не хочу больше иметь с Вами дел». А потом, когда она пропадает, все равно винит себя: зачем он ее отпустил, зачем все это сказал. Поэтому для него в первую очередь все это – помощь людям.
— Ваш герой категорически против огнестрельного оружия. Это связано с его пониманием чести или тут дело в личных убеждениях?
— Это прослеживается еще с первой-второй серии, когда он убивает человека. Если уж так откровенно говорить, из-за Николая вокруг очень много трупов. Он там убил девочку из публичного дома, случайно причем убил, выстрелил, когда была драка. После этого ему не хочется брать в руки оружие. И это видно на протяжении всего сериала до 19 серии, когда конкретно его женщину, его жену хотят убить и подставить. Тогда да, он берет в руки оружие и выпускает пар. Плюс убили Спасского, убили карлика, и, конечно же, от этого у него возникает желание в какой-то степени отомстить. Но это не месть местью, а больше понимание, что иначе никак, это уже последняя капля. Он берет в руки оружие, переступает через себя, через свои принципы. И убивает.
— Безсонов скорее восхищается своими противниками, которые водят его за нос – Карамболь, Бреус. Эта игра с более умным противником его веселит?
— Безусловно веселит. Поначалу же Николай не ожидал от Карамболя такого – оп, и подделали подпись, потом еще что-то. Конечно же, это его заводит. И из-за своего юношеского максимализма он начинает поддаваться, играть в эти игры. А что касается Бреуса, то в нем он видит не просто преступника и плохого человека, а именно злодея, но с очень интересной логикой и подходом. Грубо говоря, если Безсонов мыслит в сторону добра, то Бреус мыслит в сторону зла. И то, как они подходят к делам, какие ходы выбирают – Ребус-Бреус с лошадью, вот эти все нюансики – отличается. Конечно же, Безсонов даже им в какой-то степени восхищается – ничего себе, какую он заварушку тут придумал. И потом, ведь в конце он Бреуса провожает на поезд, прощается, а тот произносит двусмысленные слова: «Безсонов, а ведь мы бы с Вами и Вашим умом такие большие дела могли творить, понимаете?» Но Безсонов, все же на стороне добра, поэтому все-таки отходит от этого. И все же то, что его касается, ему нравится безусловно. Безсонов очень азартный человек, поэтому и играет во все эти игры.
— От серии к серии можно заметить, как меняются отношения Николая и его друга, наставника, Петра Романовича Щукина, становясь из рабочих скорее даже приятельскими. Это задумывалось сценаристами, или это у Вас сложился в процессе такой дружеский тандем с Алексеем Гришиным?
— Во-первых, задумывалось сценаристами, безусловно. А во-вторых, мы просто, скажем так, одной крови с Алексеем, потому что и он, и я закончили курс Олега Павловича Табакова. Понятно, промежуток времени большой, но мы понимали друг друга с полуслова. Нам не нужно было по несколько раз объяснять что-то друг другу, было очень легко, комфортно, весело и интересно работать вместе. А что касается нашей экранной дружбы, то это да. Мы и сами это простраивали, и сценаристами это было задумано. Поначалу же Щукин не принимает Безсонова, он расценивает его как какого-то выскочку. Потом постепенно начинает в него верить, они друг к другу привыкают, а потом уже быть не могут друг без друга. И они понимают друг друга так же с полуслова – когда они что-то хотят утаить от начальства, от кого-то со стороны, от других высших чинов. Но при этом они всегда вместе и готовы друг за друга стоять горой. Их дружба отчетливо прослеживается на протяжении всего сериала, и это ценно. Потому что когда между людьми что-то происходит в кадре – это, на мой взгляд, самое главное.
— Немного наивный вопрос: на площадке было место импровизации?
— Было очень много юмора. Импровизация, безусловно, тоже была. Я, к сожалению, из-за того, что так давно все было, не помню чего-то конкретного. Но было очень много расколов во время дублей. И эта известная история, о которой Андрей Викторович Мармонтов рассказал. Там была сцена, где нам с Гришиным нужно было одновременно сказать «бомба» глядя друг другу в глаза. И первый дубль мы вроде сделали, а дальше начались расколы. В итоге мы так и не смогли сказать фразу одновременно, так смеялись. В итоге как-то что-то получилось, но режиссер сказал, что было четырнадцать дублей. Я, конечно, сомневаюсь в этом, но поверим. И такого было очень много, очень. А в девятнадцатой и двадцатой серии у меня были усы, так они постоянно отклеивались, потому что мы смеялись.
Было очень много забавного, мы с Юричем [Алексеем Гришиным – прим. ред.] постоянно шутили. И не только с ним, но и с Иваном Агаповым, с Андреем Леоновым, Владимиром Зайцевым. У меня были прекрасные партнеры. Всегда было легко, комфортно и весело. Восемь месяцев съемок пролетели очень быстро.
— Вы ранее говорили, что Ваши герои Вас чему-то учат. Чему научил Безсонов?
— Он научил отвечать за свои слова. Даже не то чтобы научил, а еще раз подчеркнул мужское достоинство и мужское слово. Чтобы за тобой стояли, как за каменной стеной. Чтобы на тебя могли положиться, на тебя могли рассчитывать. Чтобы тебе доверяли и ты располагал к себе. Чтобы понимали – если он скажет, то он сделает. В первую очередь это. Потому что для мужчины, для парня это, безусловно, очень важно в наше время. Да и во все времена. Тогда понятие чести значило все. Если мужчина сказал, значит, он в любом случае сделает, иначе он будет не Человек Чести. И вот как раз это очень важно для меня было – и как для актера, и как для человека, и как для моего персонажа. Это и была самая основная, так скажем, учеба от Николая Валерьяновича для Дениса Нурулина.
— Что бы Вы хотели видеть в современном мире из того, что было тогда – в начале двадцатого века? Может, чего-то прямо не хватает?
— Знаете, на мой взгляд, все идет так, как должно быть. Ну вот, допустим, магия того же самого письма. Оно тогда шло очень долго, и за этот период времени могла куча всего измениться. Или, допустим, когда мы брали у кого-то отпечатки пальцев по сценарию и сверяли их. И ты тогда понимаешь, насколько это кропотливая работа. А сейчас все в интернете, все в свободном, для определенного круга лиц, доступе, и ничего не затрудняет это сделать. Поэтому, мне так кажется, все так, как должно быть. Мир не стоит на месте. Главное – всегда двигаться, прогрессировать. И это есть, и это важно. А что было тогда? Это, наверное, Честь. Я всегда говорю, что понятие Чести в этом сериале основное. Поэтому не хватает понятия Чести у людей, у мужчин в первую очередь.
Разговаривала: Марго Сабилло
Фото: Ирина Маркова, НТВ