КИНО

Три ежика в тумане

Они все живут, словно в бардо процесса умирания — лихорадочном моменте, когда тело и разум человека постепенно разделяются, отрывая душу от действительности
«Опять сериал про 90-е» — под каждым постом с трейлером нового сериала «Дети перемен» от START и Wink можно найти миллион комментариев уставших от контента про лихие времена. Эта эпоха с ее яркими красками и драматическими событиями стала настоящей золотой жилой для отечественных продюсеров. Однако, несмотря на усталость зрителей, «Дети перемен» предлагают свежий взгляд на этот период, который, как ни странно, может быть не только чернушным, но и по-шекспировски театральным. Сериал затрагивает не столько внешние атрибуты времени, но и внутренние переживания героев, что делает его уникальным в своем роде.

По иронии судьбы, другой проект про 90-е, «Лихие», вышел почти одновременно с «Детьми перемен». Оба сериала, на первый взгляд, могут показаться схожими, но «Дети перемен» имеют больше общего с другим произведением режиссеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой — «Черной весной». В то время как «Лихие», где также присутствует усатый Артем Быстров, погружают зрителя в атмосферу беспросветной чернухи, «Дети перемен» представляют собой более театральные и сюрреалистичные проекты, которые исследуют человеческие эмоции и внутренние конфликты.
Сюжет «Детей перемен» разворачивается вокруг Флоры и ее троих сыновей, каждый из которых представляет собой отдельный архетип. Флора — это мать, которая пытается защитить своих детей в мире, полном неопределенности и перемен. Сыновья, каждый в своей роли, сталкиваются с различными испытаниями, которые подчеркивают их внутренние конфликты и стремление к пониманию себя. Сериал исследует темы взросления, поиска идентичности и борьбы с окружающей реальностью, создавая атмосферу, где каждый персонаж живет в состоянии постоянного выбора и неопределенности.

Виктория Исакова, исполняющая роль Флоры, прекрасно передает внутреннюю борьбу своей героини, сочетая неспособность открыть себе глаза на то, откуда в жизни ее семьи появляются все блага и подарки, и внутреннее стремление к власти. Все ее сыновья (от разных отцов) пытаются выжить в этих странных постсоветских реалиях.
Старшего сына, Петра, самого противоречивого из всех, играет Слава Копейкин, ставший известным по другому бандитскому проекту — «Слово пацана». Здесь он — тоже браток, на первый взгляд живущий беззаботно по своим бандитским понятиям. Однако за этой маской скрывается любитель оперы «Пиковая дама», он старательно ходит на уроки вокала и мечтает спеть партию Германа. А по вечерам душит себя пакетом, пытаясь в пограничном состоянии снова стать человеком, но видит только будущую смерть и фигуру, похожую на покровительницу наркоторговцев в Южной Америке — Санту Муэрте. По сути его жизнь окружена культом смерти, и от этого не сбежать.

Макар Хлебников с его бесконечно печальным взглядом на этот раз исполняет роль Юры, среднего сына от интеллигентного алкоголика Генриха (Сергей Гилев). Он весь состоит из парадоксов — называет себя художником, но не хочет учиться, только рисует постеры фильмов для ДК. Дружит с эротоманом-библиотекарем и любителем Лимонова Родионом (Лев Зулькарнаев) и миллиционером Виктором (Кузьма Котрелев). Музу себе находит тоже интересную — хозяйку борделя «Лебедь» Сашу (Софья Лебедева), трагичную роковую красотку, любящую песню Татьяны Булановой «Не плачь», которая здесь всего лишь умершая девушка без имени.
Младший сын Руслан (Хетаг Хинчагов) все еще учится в школе, но, опять же, как и его отец, промышляет продажей всякого барахла. Он, не задумываясь, ввязывается в любое сомнительное предприятие вместе с героем Артема Кошмана и пытается выкрутиться с помощью старшего брата.

Диалоги, как и мир, в котором живут Флора и ее сыновья, действительно потусторонние и странные, будто окутанные туманом. Мистичность «Детей перемен» можно описать термином из буддизма: они все живут, словно в бардо процесса умирания — лихорадочном моменте, когда тело и разум человека постепенно разделяются, отрывая душу от действительности. Операторская работа Дмитрия Карначика подчеркивает это сюрреалистическое состояние холодной сепией кладбищ и улиц, неоновым миром борделя и отдаленностью персонажей от окружающих их декораций. Они словно внутри сна, где все удушающее их пространство скоро развалится и не останется ничего, кроме внутренней тьмы.
Истории каждого из братьев отличаются друг от друга и отсылают к различным фильмам и жанрам мирового кинематографа. Каждый эпизод может напоминать стиль Тарантино, атмосферу Каракса, Балабанова, «Интердевочку», чеховское ружье, которое все-таки выстрелит в конце. Каждый пазл не сочетается друг с другом, но вместе они создают единый фольклор 90-х.

«Дети перемен» — это не просто очередной сериал о 90-х. Это история о том, как время меняет людей изнутри, как они пытаются найти себя среди хаоса, но застревают в потустороннем мире. Сериал оставляет после себя не только эмоции, но и вопросы о том, как жить в мире перемен и остаться в своем уме.
Текст: Ника Маккена
Фото: Кино-Театр.ру