Денис Парамонов, Кузьма Котрелев, Александр Поршин, Мария Сокольская

«Вылил всю душу и пошел дальше жить»

Совсем недавно в Пространстве «Внутри» прошла премьера спектакля «Добыть Тарковского» по рассказам Павла Селукова. Это история о поиске человека в мире и человечности в себе посреди смешной, страшной, порой жестокой и даже жуткой Пролетарки. Мы поговорили с режиссером спектакля Денисом Парамоновым и актерами Кузьмой Котрелевым, Александром Поршиным и Марией Сокольской о том, как создавался спектакль, как они искали своих героев, и что «Добыть Тарковского» значит для каждого из них.
— Что для каждого из вас спектакль «Добыть Тарковского»?
Кузьма: Это первый спектакль, который я играю не в МХТ, поэтому у меня совсем другие ощущения, гораздо больше ответственности. Это новый опыт, который влияет и на сам спектакль тоже — каждая деталь придумана и сделана нами лично.

Маша: Для меня в профессии это работа про внутреннюю свободу. А для меня в общем — история про прошлое, в котором меня не было, но про которое я очень много слышала, которое мне очень интересно, но я не знаю, хотела ли бы в нем оказаться. Это какой-то поиск, исследование прошлого времени.

Саша: Для меня «Добыть Тарковского» — это прежде всего доверие режиссера (смеются). Еще во время обучения я открыл для себя современную прозу, в частности [Михаила] Елизарова [русский писатель, автор «Мы вышли покурить на 17 лет…» — здесь и далее прим. ред.]. Когда ты читаешь такие произведения, сначала очень много смеешься, а потом становится грустно. Эта литература мне близка, мне интересно с ней работать. Несмотря на то, что на первый взгляд она может показаться двадэшной, на самом деле она очень трогательная: вблизи это драма, а издалека — комедия, как это было у Чарли Чаплина.
— Как отбирался материал для спектакля?
Денис: Мне очень хотелось найти современную прозу, где автор описывал бы людей, которых я очень хорошо знаю. Я сам из города Тольятти, и мне кажется, что людей, похожих на персонажей из книги, я встречал, у меня есть похожий эмоциональный опыт. Я думаю, в каждом городе в девяностых-двухтысячных были такие районы, как Пролетарка, и поэтому классно было рассказать о людях, которые на первый взгляд могут быть неприятными и даже опасными, но на самом деле они тоже умеют радоваться, приходить к открытиям.
— А как отбирались рассказы?
Денис: По тому, насколько хорошо это может выглядеть на сцене и интересно звучать. Да, у них у всех есть некоторое общее ядро — поиск человека, но они скорее подбирались интуитивно.
— Маша, Саша, Кузьма, вы читали сборник? Какой у вас любимый рассказ?
Саша: Я читал сборник полностью. Мой любимый рассказ — «Зимняя пляска смерти». О том, как люди в городе хотят, чтобы закончилась зима, и нанимают для этого киллера, а какая-то гадалка указывает на тех, кого надо убить, чтобы зима закончилась.

Маша: Мой — «Девушка, читавшая журнал "Знамя"». Про то, как главный герой, выходя на улицу, постоянно видел на лавочке девушку с журналом. В какой-то момент он лег к ней на колени и хотел, чтобы время остановилось и он остался здесь и сейчас. А потом оказалось, что ему это все привиделось.

Саша: «Чизкейк» — классный рассказ.

Денис: А какой десерт!

Кузьма: Я не читал сборник полностью, но мне очень нравится эпизод «Кентавр Верещагин», особенно то, как его играет Антон [Лобан — артист спектакля]. Это то перевоплощение, которого не ожидаешь. Еще на этапе эскиза на АРТХАБЕ [проект МХТ им. Чехова] этот эпизод был самым цельным: и лампа, которая светила как купол, и мы — соседи-ангелы, которые бегали вокруг и рассказывали про маленького человека, — как-то объединяли всю эту историю.

Маша: Мне кажется, что в каждом рассказе есть что-то, что будет трогать. Я поняла, что сейчас еще больше меня стал прибивать отрывок «Почти влюбился» — каждый раз у меня за кулисами как будто обрывается сердце и бегут мурашки по телу. Еще он очень киношный и поэтичный, и я каждый раз чувствую лето, запах лесопилки и трав.

Кузьма: В первый раз мы читали рассказы все вместе, и в рассказе «Почти влюбился» в определенный момент сила литературного текста настолько сработала, что и меня пробрало. Даже подумать о том, что такое могло произойти в реальной жизни, — уже очень сильно трогает.
— Маша, у тебя три роли: Софочки, Светланы Аркадьевны и Надьки. Какая из них для тебя самая интересная?
Маша: Во всех этих ролях интересно то, что в них действительно есть, что играть. Каждый раз я пробую что-то новое, потому что мне нужно создать собирательные образы странных женщин. Я сразу поняла, что Светлана Аркадьевна напоминает сразу многих знакомых мне женщин из Рязани. Мы искали интонации в разговорах из мемов, а потом для ее образа мы с Лизой [Елизавета Минаева, художница спектакля] нашли каблучки, каску, парик и ее костюмчик, и от этого у нас была смеховая истерика. Получилась Шапокляк. Я обожаю таких женщин, честно! Каждая из них есть во мне: как сказал мой муж, Светлану Аркадьевну он видит каждое утро (смеется). Сейчас в этой работе я стараюсь максимально отстраняться, больше кайфовать и чудить. Я перестала бояться быть странной и смешной.
— Саша, твой герой рассказывает историю из своего детства. Как ты думаешь, что побудило его заговорить?
Саша: Когда мы обсуждали с Денисом рассказ, мы представляли героя как человека, который прошел мимо, вылил это все и ушел. Мы ведь не знаем, что происходит в жизни окружающих людей даже в этом кафе, где сейчас сидим. Иногда кажется, что это только у нас жизнь идет, а другие просто пьют кофе. Изначально я был с Денисом не согласен в том, что он появляется непонятно как, но после двух спектаклей согласился: да, он действительно возникает из ниоткуда.
— Как неожиданный разговор в самолете с соседом?
Саша: Да, как разговор в самолете или поезде. Вылил всю душу и пошел дальше жить.
— Кузьма, твой герой в отрывке «Ящик асептолина» мне показался персонажем, который связывает все предыдущие отрывки тем, что пишет о них книгу. Как ты думаешь, в конце он меняется и к чему-то приходит или он только наблюдатель, константа?
Кузьма: Я не думал, честно говоря, что он связующее звено. Некоторые при интерпретации спектакля говорят, что я играю персонажа, который перетекает из одного рассказа в другой. Но это не так, в первом рассказе это один человек, во втором — другой, его зовут Игнат. Но если говорить про финал, то это такое восхваление простого человека. Как Саша сказал, вокруг нас такое многообразие историй, о которых мы даже не задумываемся, и в спектакле мы выхватываем их. Каждый из наших героев по-своему замечателен и удивителен. И финал, в котором герой говорит, что он написал книгу, ему перевели аванс и он купил ящик водки — это такой день всех святых. И на этой кухне происходит что-то неземное. Финал — это радость жизни — неприглядной, трагичной, грязной, но абсолютно счастливой.
— Что еще вы посоветуете посмотреть или почитать зрителю, которому понравился спектакль «Добыть Тарковского»?
Денис: Прекрасный сборник Михаила Елизарова «Мы вышли покурить на семнадцать лет». Тематически там очень много общего. И послушайте музыку группы PERMSKY KRAY, которую для нас открыла наша художница Лиза.

Кузьма: Спектакли «Очень-очень-очень темная материя» в МХТ имени А.П. Чехова и «Й» в Театре Ермоловой. И на «Добыть Тарковского» можно сходить не один раз: в нем всегда появляется что-то новенькое. Классный сериал, который подходит по вайбу — «Голяк» (2019). В нем есть юмор, простодушие, и можно найти рифму с персонажами, которые есть у нас.

Саша: Для меня лично это «Мы вышли покурить на семнадцать лет» Михаила Елизарова, поэзия Федора Сваровского, его гениальнейшие стихотворения «Маша», «Балясин и старцев», фильм Этторе Скола «Бал» (1983) и фильм «Географ глобус пропил»(2013).

Маша: Для меня это фильм «Страна Оз» (2015) Василия Сигарева, песни группы «Курара». А еще наш спектакль напоминает мне трилогию Оксаны Васякиной: «Рана» (2021), «Степь» (2022), «Роза» (2023). В ней показан срез той жизни девяностых-двухтысячных, абсолютно жуткая биография автора: «Рана» посвящена ее матери, «Степь» — ее отцу, а «Роза» — тете. Мне кажется, что, как и в нашем спектакле, все эти люди — это наши корни, они есть в нас. Думаю, это будет интересно.

Саша: Еще роман Р. Сенчина «Елтышевы» (2009) и программа «Давай поженимся».
— Денис, спектакль называется «Добыть Тарковского», и на экране во время спектакля показывается много кадров из разных фильмов [Андрея] Тарковского. Как ты их отбирал?
Денис: Честно скажу, тоже интуитивно. Мы думали так: какой бы фильм Тарковского могли смотреть эти люди на данном этапе их жизни, который запечатлен в конкретном рассказе? Как бы изменился Кентавр [Верещагин — один из героев спектакля], если бы где-то ночью он натолкнулся на фильм «Жертвоприношение» (1986)? На какой бы фильм Андрей Панкратов позвал бы Софочку? Какой бы фильм понравился герою из эпизода «Тристана и Ланселот», отчего бы он вспомнил эту историю? Мы выбирали их, опираясь исключительно на обстоятельства жизни персонажа.
— О чем вообще этот фильм? О чем эта история? Рассказанная как в книге, так и в фильме.
Денис: Мы с самого начала хотели сделать этот рассказ, но не знали, как. По сути, в сборнике происходят страшные вещи — люди находятся за чертой прожиточного минимума и вынуждены идти на такие поступки, на которые люди в нормальном состоянии не пошли бы. Но при этом Паша [Павел Селуков — автор сборника] пишет о них с большой любовью, он их не осуждает. И в «Ящике Асептолина» это особенно видно. Поэтому и возникла идея сделать церковный хорал, где ящик асептолина — это Ковчег, Гроб Господень, который герои раздобыли и потеряли. Мне нравится добавлять музыку там, где это оправдано, она всегда бьет в точку без поворотов и пересадочных станций.
— Основная декорация в спектакле — старые концертные кресла. Во время просмотра мне казалось, что это старый концертный зал в заброшенном детском лагере. Почему ты их добавил?
Денис: По задумке это был старый заброшенный кинотеатр. В итоге он стал соединяющим образом для всех героев. И нам понравилась эта картинка: человек сидит в этом старом кинотеатре, он один, потому что в этом городе нахрен никому не нужен Тарковский, а он смотрит «Ностальгию» (1983) и как-то меняется. Рационально он это осмыслить пока не может, но чувственно эту перемену производит. Мы подумали, что нам это откликается. К тому же, это немного похоже на католический костел.
— Денис, а у тебя есть любимый эпизод из спектакля? Или любимый рассказ из сборника?
Денис: Давайте я отвечу так: «Добыть Тарковского».
Читайте рецензию на постановку
Разговаривала: Юлия Гурьянова
Фото: Мария Московская