Когда прошла новость о том, что Жора Крыжовников собирается снимать «Преступление и Наказание», перенеся действие в 90-е годы, просвещенная общественность возмутилась: как так, Достоевского — и в 90-е?! А мне сразу вспомнились два очень разных произведения: рок-опера «Преступление и Наказание» от театра Россия и фильм Романа Качанова «Даун Хаус». Оба по Достоевскому, оба в 90-х, и если рок-опера, безусловно, является трагедией, в которой, несмотря на смену окружения и обстоятельств, сохраняется ключевой вопрос романа, то «Даун Хаус» — это в первую очередь комедия абсурда, в которой за черными, довольно низменными, но иррационально смешными шутками прячутся беда и боль. Странное сочетание — но точнее «Даун Хаус» не описать. Его вообще не описать, потому что каждый увидит в нем свое, — а иной и не увидит, выключит на пятой минуте, наречет чернухой и мусором… а меж тем «Даун Хаус» — это прекрасный образец культуры своего времени. Вышедший в 2001-м году, он снимался на рубеже веков, когда идея в российском кино была во главе стола, а свобода достигла своего пика. Да, тот период подарил нам немало странного, — но фильмы Качанова и Охлобыстина, определенно будучи тоже странными, тем не менее были исключительно прекрасны. Как поколение наших родителей способно на любой случай вспомнить цитату из фильмов Гайдая, поколение детей девяностых моментально вспомнит как минимум про суслика, который есть. Да, это из другого фильма (и он не менее прекрасен, я искренне рекомендую вам к просмотру ДМБ, если вы еще не), но «сказочную» цитату из «Даун Хауса» я не хочу приводить в силу соображений порядочности. Вы и так ее знаете. Картинка, как говорится, со звуком: