Бытовой абсурдизм реальной России 90-х, похожий то ли на почти приятный кошмар, то ли на сновидение с похмельного новогоднего утра. Так мы живем, так мы и жили. «Навсегда-навсегда. Сны из 90-х» — яркая постановка Валентина Захарова по мотивам пьесы Ксении Драгунской на сцене Социально-художественного театра.
«Будем гулять до рассвета, мы поместимся в этом городе, во дворах, темных от зарослей тополей и крапивы, где спят заброшенные автомобили, будем идти тесными тротуарами, соприкасаясь плечами, спрячемся от дождя в подворотне, пойдем берегом ненаглядной, бедной городской реки, а если вдруг чума или массовые беспорядки, то Генварёв научит нас, как выжить, и мы пойдем дальше, и где-нибудь там, у заставы, из-за поворота, вдруг, ни с того ни с сего, на нас налетит новая, неслыханная, счастливая любовь…»
Обычные квартиры в обычных типовых зданиях, в них живут простые люди со своими проблемами и трудностями. За окном развал Советского Союза, Августовский путч, Ельцинский переворот, инфляция, последствия чеченских войн. Журналиста Крюксона, пишущего о камамбере в газету местного комбината, это не волнует. Его мысли занимает Мглова, невеста, что бросила его ради посредственного пьяницы Мухова, который ее ни во что не ставит. Вот она уже празднует новый год с собутыльниками нового мужа и грезит о Пушкине, каком-то мифическом образе, застрявшем в ее голове еще со школы. А достается ей в подарок только встреча с контуженным на войне Саней.
Казалось бы, такую простую историю можно увидеть и на экране телевизора (тоже своеобразного молчаливого героя спектакля), но документальные отрывки из жизни реальных людей добавляют острый политико-социальный контекст пьесе. Они словно говорят: «Да, это был не сон, да, мы это пережили». Это проза жизни, такая знакомая (хотя прошло уже тридцать лет), но кажется, что ничего и не изменилось: те же войны, экономика рушится, борьба за власть продолжается.
Человеческая психика так устроена, что всюду ищет защитный механизм. Лирические песни в исполнении Ани Дразниной и Сергея Мардаря играют роль лекарства для души, тоскующей по светлым пятнам того времени. «Белые розы», «I Will Survive», «Unchained Melody» и другие дорогие сердцу мелодии заглушают всю боль от тяжести существования в мире, который никогда не стоит на месте и сулит только вечные (чаще неприятные) перемены.
Спектакль — словно старое семейное видео, чуть более интимное и глубокое, чем простые съемки на VHS c детских праздников. Телевизор становится «окном» в мир нашего подсознания, проектором «прошлого», кажущегося для людей уже чем-то таким далеким, но все же знакомым. Наши воспоминания о 90-х искажены, иногда чересчур романтизированы, а иногда мы говорим только о чернухе.
Факт остается фактом: несмотря на кризис государства и власти, безработицу, полную разруху, зависимость от алкоголя и наркотиков и бандитизм люди продолжали жить, надеяться, мечтать о высоком и любить.
Да, почти всегда мечты эти оставались только способом убежать от реальности в мир, где побеждает любовь и Женя Лукашин долго и счастливо живет со своей Надей в типовом панельном доме. К сожалению, «Ирония судьбы» так и остается на экране телевизора нелепой проекцией несбыточного, но такого бытового счастья.