БДТ

Во власти луны

Если снять с балерины кожу — останется один оголенный нерв?
Вспышки на фотозоне, звон бокалов, запах дорогого парфюма — такова атмосфера перед премьерой спектакля «Дуо» на исторической сцене Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова. Постановка хореографа Павла Глухова в рамках программы Context. Diana Vishneva 2023, несомненно, — одно из самых ярких событий культурной жизни Северной столицы.

Свет гаснет, и зал погружается во тьму, освещенную лишь светом холодной луны. На сцену выходит хор musicAeterna folk в мрачных темных одеяниях и начинает свою песнь, словно из глубин народной памяти. Из тьмы к зрителю выходят две фигуры в закрытых черных костюмах — примы Мариинского театра Дарья Павленко и Диана Вишнева. Так начинается танец. Танец рекурсии, возвращении к истокам и борьбы с собой.

С помощью паттернов фигуры танцовщиц рассказывают историю обретения своего я, они, словно отражения на поверхности луны, повторяют движения друг друга. Ось времени на сцене непостоянна, она двигается в ритме механических звуков, смешанных со стуком капель дождя. Напряжение нарастает, и дождь становится песками времени, а то и криками.
Костюмы, созданные дизайнером Светланой Тегин, уже работавшей на площадке сериала «Вертинский», дополняют историю — за темными закрытыми панцирями скрываются телесные воздушные одеяния. Такими прославленных балерин видит аудитория: сошедшими с небес созданиями, которые способны своими телами открыть ранее неведомые миры. Под холодным белым сиянием ночного светила они мерцают, мягко перемещаясь по сцене.

Когда движения Павленко и Вишневой начинают противоречить друг другу,а танец баланса становится ускоряющимся тиканьем человеческих часов, целое дуэта распадается, и с танцовщицы снимают ее идеальную кожу. Луна обращается в болезненный желтый, а под нежным платьем оказывается душа в клочьях.

Если снять с балерины кожу — останется один оголенный нерв? Ведь любое творчество означает обмен энергией между зрителем, не всегда благодарным, и артистом, не всегда готовым отдать часть себя в обмен на истину. Захочет ли зритель обратиться к своему нутру и увидеть неудобную правду? Неизвестно.
И все же всем присутствующим в зале придется пройти тот же путь принятия и очищения. «Дуо» дарит эмоции через пластику современного танца и смену цвета от холодного и девственного белого до кроваво красного, заставляет чувствовать душевные терзания и борьбу внутри себя. Людское колесо двойников крутится, стремится стать птицей, затем и сгустком боли. Ну а что потом? Потом мы все станем тенями прошлого, а наш эйдос, нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность, останется и после смерти, обратившись к свету.

Так, спектакль с минимумом декораций и простой интуитивной историей может стать незаменимой терапией (или медитацией, называйте, как хотите) в поисках обретения своей истины. Порой самый лучший сюжет тот, что заставляет увидеть в себе нечто большее, чем телесную бренную форму или роскошь окружающего мира. Взглянув в зерцало через движения другого, мы можем обратиться к истокам.
Текст: Ника Маккена
Фото: Полина Набока, Юлия Михеева, Ирина Туминене, Виталий Коликов