Российский академический молодёжный театр

Театр детективного характера

Выводим идеальную формулу постановки детектива на театральных подмостках
«Эраст Фандорин» является театральной адаптацией первого романа Бориса Акунина «Азазель» из серии книг о приключениях русского Шерлока Холмса. Спектакль знакомит зрителя с еще молодым, но уже перспективным сыщиком Эрастом Фандориным (Михаил Шкловский). В руки к главному герою попадает очень странное и запутанное дело студента, средь бела дня покончившего с собой в парке. Казалось, неопытность Эраста воспрепятствует работе над выяснением обстоятельств произошедшего, однако молодецкий задор, горячность и твердая приверженность профессии становятся ключевыми факторами на пути к успеху в раскрытии настоящего мирового заговора.

Фандорин только-только замечает подозрительные неточности в деле и расхождения в показаниях – и вот уже мчится на поиски правды, минуя улицы, бульвары, скверы. «Азазель» – произведение само по себе очень динамичное, предполагающее обилие персонажей и локаций от Москвы до Лондона, а также быструю смену событий. Как воссоздать атмосферу книги в условиях ограниченного сценического пространства, невозможности монтажа и склеек, чтобы детективная история не потеряла своей формы? Алексей Бородин, бессменный худрук театра и режиссер, находит решение в трех ключевых вещах, создающих ритмику спектакля: в музыке, декорациях и пластике. Удивительно, как каждый из трех этих «атрибутов» спектакля дополняют друг друга.
Музыкальное сопровождение, будто самостоятельный герой, вырисовывает для зрителей более полную картину происходящего. Мотив каждой темы, мажорной или минорной, подчеркивает или даже предвосхищает настроение отдельной сцены. Более того, в «Фандорине» это ключ, подобно уликам в расследовании, к неоднозначным характерам персонажей. Наиболее показательна в этом отношении сцена смерти тайного агента Бриллинга (Дмитрий Кривощапов). Готовый убить Эраста, он нацеливает пистолет на подопечного и не может сделать роковой шаг. Фоновая мелодия звучит медленно и тревожно, выражая противоречивые чувства преступника, который заметно сблизился с Фандориным. Последующая сцена схватки вчерашних товарищей приводит к неожиданному выстрелу и убийству Бриллинга. Музыкальная тема ускоряется и в кульминационный момент приобретает звучание победно-сочувствующего гимна.
Художественное оформление спектакля – творение опытной руки художника Станислава Бенедиктова. Элементы сценографии кружат, словно в танце, сменяя друг друга. И это удачное решение в вопросе сглаживания «переходов» между сценами, когда перестановка громоздких декораций создает неоправданные паузы. Здесь эти движения происходят, как идеально отлаженный механизм, так что создается иллюзия «закулисного», параллельного основному действию мира. Сценографию нельзя назвать детально точной, но она емка в своем выражении: например, в самой первой сцене персонажи прогуливаются вдоль высокого забора, в котором сразу угадывается решетка Александровского сада.
Ритм в спектакле задает также выразительная пластика: это и резкие движения, и настоящие танцевальные этюды. Фандорин раз за разом бежит театрально, на одном месте, воспитанники эстерната выполняют акробатические элементы, а любовная история рождается в танце. Мария Рыщенкова, исполнительница роли Лизы, рассказывает:

– Мне кажется, это великолепно, что при сочинении этой роли Петя (актер Петр Красилов, первый исполнитель роли Эраста Фандорина. – Прим. ред) и Алексей Владимирович (А. В. Бородин, режиссер. – Прим. ред.) нашли такой необычный сценический ход: движения, постоянный бег Фандорина. На протяжении всего действия Эраст идет куда-то, гонится за кем-то. И даже в самом финале, когда он готов убить себя, все равно принимает это решение – бежать дальше. Да, он спотыкается, падает, но двигается вперед, пока не опускается занавес. Для меня это образ воли к жизни. И это послание к нам, оно вне времени.
Действительно, мы привыкли думать, что детектив – это о мастерах дедукции, логического мышления, гениальных злодеях. Но «Эраст Фандорин» выносит историю за рамки узкого жанра. «Смотрите, на небе яркое весеннее солнце, распустились деревья, а вы устали не живши», – припоминает высказывание Ф. Достоевского один из героев. Через всю историю проносится лейтмотивом идея всепобеждающей жажды к жизни несмотря ни на что, – начиная от глупого самоубийства студента в самом начале и заканчивая трагическим финалом. Совсем юный мальчик сталкивается со смертью слишком рано, но его не сумеет сломить даже разлука с любимой. Здесь есть место и теме предопределенности, рока. Пожалуй, в истории Бориса Акунина трудно не заметить параллель с «Бедной Лизой» Н. Карамзина. Сходство это осознает и сама акунинская Лиза: много раз представляла она себе красивую жизнь с Эрастом, за которой следовал трагический финал. Было ли это действительно предчувствием собственной судьбы? А может, просто романтическое воображение девушки?

– У нас во втором акте есть сцена, которой нет в книге. Танец Лизы и Эраста, – говорит Мария Рыщенкова. – Он актерский, поэтому нельзя назвать его сложным. Но в нем так все продумано. В конце танца, когда Фандорин хочет обнять Лизу, она выскальзывает из его объятий, как будто они постоянно «распадаются». Когда меня ввели в спектакль, я сперва подумала, что это просто какая-то игра, кокетство. Но Алексей Владимирович сказал, что это не так: у Эраста просто не получается ее обнять. Совсем другой смысл. Это и есть предчувствие того, что что-то случится. Мы, когда играем эту сцену, стараемся этот смысл удержать. И это до мурашек.
Драматичность финала подчеркивается зацикленностью первой и последней сцены, но их, на первый взгляд, схожесть оборачивается игрой на контрасте. Все начинается у решетки Александровского сада и заканчивается там же. Вот только перед нами уже не тот Эраст Фандорин, обегающий со свойственными ему горячностью, веселостью и в какой-то степени дерзостью всю Москву и срывающийся в Лондон, чтобы раскрыть преступление. Мы видим удрученного горем молодого, но уже седовласого человека, который, несмотря на ужасную трагедию, находит в себе силы идти дальше, снова бежать, но уже не вместе, а наперегонки с финальной мелодией.

Уникальная семейная атмосфера РАМТа обеспечила «Эрасту Фандорину» «преемственность» составов, благодаря которой в 2022 году спектакль отметил свой 20-летний юбилей. Актеры с трепетом «передавали» своих героев в руки коллег, помогая им создавать свое собственное прочтение и при этом не утрачивая важное. Такие перемены никоим образом не отразились на качестве спектакля, зритель продолжает ходить и смотреть любимую историю. Пожалуй, театр позволяет открывать совсем иные вещи и образы даже в знакомом сюжете, то, что порой не замечаешь между строк. Борис Акунин в свое время признался, что театр сделал его произведения лучше. Значит, команда спектакля сумела найти то самое прочтение истории Фандорина, а также способ перенести ее в сценическое пространство и на протяжении долгих лет «оберегает» этот прекрасный спектакль.
Текст: Аполлинария Захаренко
Фото: пресс-служба РАМТа