Действительно, мы привыкли думать, что детектив – это о мастерах дедукции, логического мышления, гениальных злодеях. Но «Эраст Фандорин» выносит историю за рамки узкого жанра. «Смотрите, на небе яркое весеннее солнце, распустились деревья, а вы устали не живши», – припоминает высказывание Ф. Достоевского один из героев. Через всю историю проносится лейтмотивом идея всепобеждающей жажды к жизни несмотря ни на что, – начиная от глупого самоубийства студента в самом начале и заканчивая трагическим финалом. Совсем юный мальчик сталкивается со смертью слишком рано, но его не сумеет сломить даже разлука с любимой. Здесь есть место и теме предопределенности, рока. Пожалуй, в истории Бориса Акунина трудно не заметить параллель с «Бедной Лизой» Н. Карамзина. Сходство это осознает и сама акунинская Лиза: много раз представляла она себе красивую жизнь с Эрастом, за которой следовал трагический финал. Было ли это действительно предчувствием собственной судьбы? А может, просто романтическое воображение девушки?
– У нас во втором акте есть сцена, которой нет в книге. Танец Лизы и Эраста, – говорит Мария Рыщенкова. – Он актерский, поэтому нельзя назвать его сложным. Но в нем так все продумано. В конце танца, когда Фандорин хочет обнять Лизу, она выскальзывает из его объятий, как будто они постоянно «распадаются». Когда меня ввели в спектакль, я сперва подумала, что это просто какая-то игра, кокетство. Но Алексей Владимирович сказал, что это не так: у Эраста просто не получается ее обнять. Совсем другой смысл. Это и есть предчувствие того, что что-то случится. Мы, когда играем эту сцену, стараемся этот смысл удержать. И это до мурашек.