театр «Всем телом»

В ожидании…

Жить = ждать?
На какой скорости идет наша жизнь? Наверное, на быстрой. А какой скорости обычно ожидание? Наверное, медленное. Но вот какой парадокс — наша жизнь, по сути, и есть вечное ожидание чего-то. Мы ждем выходного, ждем прихода настоящей любви, ждем окончания учебы, да в конце концов, со страхом ждем смерти. Исследовать этот парадокс принялся Александр Шуйский в танцевальном спектакле «Фрагменты Ожидания» в театре «Всем телом». Слово «ожидание» в культурном контексте может вызвать ассоциацию с самым известным произведением мастера абсурда Сэмюэля Беккета — «В ожидании Годо». Такие ассоциации совершенно справедливые, ведь и свой спектакль создатели называют «абсурдистским», и на сцене происходит то, что вполне бы могло понравиться Беккету.
На сцене действительно «фрагменты» — танцевальные перфомансы под пронзительную музыку Арсения Плаксина на фоне проекций. Они кажутся абсолютно бессмысленными, но позже происходит будто бы эффект домино, и следующий фрагмент добавляет (или отнимает) смысл у предыдущего, и в конце истории во всех фрагментах кажутся понятными, и остается удивление, как ты не считал ее сразу. На сцене происходит абсурд. Впрочем, абсолютно понятный.
Пространство спектакля находится будто бы везде. С помощью проекций оно вращается на 360 градусов: камера повернута то на зрителей, то на пол, то будто бы «вовнутрь» себя, бесконечно умножая изображение. На фоне проекций танцуют артисты. Их гибкая пластика и яркие движения по-настоящему дают определение выражению «язык тела», потому что взмах руки или кувырок несут в себе те же смыслы, что и реплики в обычном спектакле. Танцдраматург Денис Охотников переводит на язык движения абсурдистский рассказ о разных видах ожидания. Один герой мечется в тревожном ожидании, когда кто-нибудь разрушит его одиночество, три героя притягиваются и отталкиваются друг от друга в пляске любовного треугольника в ожидании, когда твой возлюбленный наконец-то сделает свой выбор, тела сплетаются в клубки в ожидании самого движения жизни. Смысл каждого из фрагментов считывается легко благодаря работе каждой части постановки, зритель не вязнет в форме в попытках понять содержание. Не нужно быть знатоком современного танца и гуру балета, чтобы получить удовольствие от спектакля и понять, почему и зачем он был нужен.
Текст: Ксения Сластен
Фото: театр «Всем телом»