Новое — это просто хорошо забытое старое
Режиссер Гульнара Галавинская совместно с командой из сценографиста Полины Добровольской и видеографа Александра Плахина создают мозаику из архитектуры брутализма и кино нуар. Первое легко считывается по декорациям спектакля.
— Изначально мое призвание — это архитектура. После работы в бюро я поняла, что мне удобнее всего видеть принципы архитектуры в процессе создания эскизов. Мне всегда нравился лаконичный брутализм. Так появились два уровня, на которых герои могут распределяться в мизансценах, — рассказала Полина Добровольская.
В свою очередь нуар заметен в характерных для жанра контрастных тенях на стене и переходах через дуло пистолета в стиле Джеймса Бонда. Учитывая, что один из героев — буквально тень отца Гамлета, такая визуальная трактовка повествования представляет удачное обыгрывание пьесы, которую ставили на мировых подмостках уже не одну сотню раз.
Очерчивая законы этого киножанра, мы находим еще больше схожестей в сюжете спектакля. Неоднозначный герой сталкивается с моральной дилеммой — жить дальше как ни в чем не бывало или отомстить за убитого отца. Чем Гамлет не герой американских фильмов эпохи 40-ых и 50-ых? Образ Femme Fatale с подчеркнутой сексуальностью прослеживается как в современной Офелии, так и в «Гильде» Видорфа с Ритой Хейворт. Диалоги больше похожи на перестрелки. Сюжет накален до предела. И чем не образец нуара? От сравнений с кинематографом еще труднее удержаться, когда зритель осознает кольцевую композицию спектакля. Со смерти все начинается, и ей же все заканчивается. Это сольный номер старухи с косой. Ее исключительный бенефис.
Разумеется, нельзя называть этот спектакль чистым нуаром. Да, вдохновение культовой стилистикой очевидно, но, определяя жанр постановки, стоит склоняться к трагикомедии. Пока Гамлет говорит с матерью, артист, изображающий мертвого отца, никак не может сбежать со сцены. Волнующиеся Полоний и Клавдий распивают на пару коньяк, пока решают судьбу мятежного от мести Гамлета, ошибочно списывая это чувство за любовь. При этом элементы комедии не рушат общее напряжение постановки, скорее, делают людей этого мира больше похожими на зрителя. Нельзя же все время, говорят окружающие, ходить с мрачным лицом — этим уже занимается Гамлет.