Театр Оперетты
ГРАФ ОРЛОВ
Фаворитизм, дворцовые интриги и драматичная история любви графа Алексея Орлова и княжны Елизаветы, претендующей на российский престол, в постановке Московского театра оперетты. Можно ли быть верным своему сердцу, если однажды дал присягу стране?
Исторические мюзиклы — явление далеко не редкое. Стоит отметить, что зачастую именно они получают наибольший отклик от публики, так как рассказывают о реально происходивших событиях. Пожалуй, именно поэтому постановщики разных стран стремятся оживить историю на сцене с разной степенью творческой свободы.

Говоря об исторических мюзиклах, нельзя не вспомнить бродвейского «Гамильтона», получившего рекордное количество номинаций Тони, «Короля-Солнце» и «Любовников Бастилии» во Франции, а также немецкоязычную «Элизабет». С этой точки зрения, отечественная индустрия музыкального театра не стала исключением. Многим наверняка известна легендарная рок-опера Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось», которая является визитной карточкой «Ленкома». Кроме того, с огромным успехом в течение нескольких лет идет мюзикл «Декабристы». Одним из ярчайших отечественных мюзиклов, повествующих о жизни реальных людей, по праву можно назвать «Графа Орлова», поставленного в 2012 году на сцене Московского театра оперетты. Именно о нем мы бы и хотели рассказать.
На самом деле, было бы удивительно, если бы не появился мюзикл, затрагивающий такие интересные и неоднозначные события русской истории. Об Екатерининской эпохе написано множество художественных произведений и картин, снято немало фильмов, а потому наличие мюзикла представляется логичным дополнением этой «коллекции». Постановка Алины Чевик рассказывает о трагичной любви между графом Алексеем Орловым, некогда фаворитом Екатерины II, и красавицей Елизаветой, известной широкой публике как княжна Тараканова, называвшая себя внучкой Петра I.
Строчки «Это русский размах!» из открывающей арии как нельзя лучше характеризуют масштабы мюзикла. В первые минуты мы оказываемся в итальянском городе Ливорно. Здесь же практически все основные действующие лица: по одну сторону «великий, победоносный» Орлов со своим верным соратником Иваном, стремящиеся вернуть расположение Императрицы, а по другую — польский князь Радзивилл и шляхтич Доманский, сопровождающие Елизавету. Екатерина Великая, которая хоть и не принимает непосредственное участие в открывающей сцене, незримо присутствует в мотивах персонажей с самых первых фраз. Хочется обратить внимание на еще одну героиню мюзикла — Цыганку. Когда она появляется рядом с Орловым в минуты смятения, задаешься вопросом: реален ли этот персонаж? По сути это фигура-призрак, совесть, внутренний голос главного героя. Стоит отметить, что Театр оперетты не впервые использует подобных «внесюжетных» персонажей в своих постановках и делает это очень грамотно (например, Распорядитель в мюзикле «Анна Каренина»). Гармоничное использование балета и ансамбля также придает мюзиклу объем и создает необходимый контекст.
Темп развития сюжета в «Графе Орлове» является прекрасным примером того, что понятно и интересно перенести историю на сцену можно: здесь нет скачков туда-сюда, все действия и мотивации героев объяснены. Вообще, мюзиклы имеют определенную структуру, которой большинство постановок, как правило, следуют. Так, наличие масштабного номера-открытия, о котором речь шла выше, разноплановых сольных, дуэтных и массовых сцен, сильной концовки помогает зрителю оставаться «внутри» сюжета. Кроме того, смена места действия происходит плавно и логично. К слову, игра с пространством в постановке очень примечательна, так как то, что в «Графе Орлове» поражает сразу же, это декорации, или, точнее будет сказать, декорация — огромная металлическая конструкция в центре сцены. Однако она настолько многогранна и сложна с технической точки зрения, что ее более чем достаточно для переноса зрителей и в итальянский порт, и в царский Петербург, и в празднующую Масленицу Москву, и даже в темные казематы Петропавловской крепости. Очень символичной является огромная императорская корона, которая в течение спектакля находится над сценой, периодически опускаясь и как бы давя на персонажей. Художнику-постановщику Вячеславу Окуневу удалось точно передать атмосферу терзаний между разумом и сердцем, царской властью и любовью.
Основной составляющей любого мюзикла являются музыка и либретто. Главная музыкальная тема, играющая в самом начале постановки, а также в ее кульминационный момент, помогает как нельзя лучше прочувствовать напряженность и серьезность разыгрывающейся на сцене драмы. Тандему Романа Игнатьева и Юлия Кима удалось передать многогранность персонажей, путь их развития и изменения. Например, Алексей Орлов, бахвальствующий над сожженным турецким флагманом и ради своих амбиций затевающий любовную интрижку с Елизаветой, в конце оказывается сломлен: бравая мелодия сменяется мотивами, полными отчаяния, ведь «невозможно время поворотить». Екатерина Великая, делящаяся со зрителями мыслями и переживаниями о тяжелом кресте власти, который она должна гордо нести, в то же время ведет себя как настоящий шахматный и карточный мастер, ловко и весело обыгрывая своих врагов. Кокетливое же настроение, создаваемое музыкой и текстом во время первого появления княжны Таракановой, уступает место еле уловимой мелодии, затихающей вместе с тем, как измученная Елизавета делает последний вдох. Здесь же хочется отметить вокал и драматическую игру актеров, которые действительно проживают всю историю от и до.

Совсем не удивительно, что мюзикл решили вернуть на родную сцену спустя пять лет после закрытия. Аншлаговые показы продолжаются, многие ходят на постановку не один раз, а значит, команде удалось представить западающую в душу, эмоциональную историю. Вот кто, выйдя из театра после «Графа Орлова», сможет продолжить утверждать, что мюзикл — это легкий жанр?

Текст: Анна Каревская