Театр.doc

Влюбиться в робота

Быль о том, кто такой — идеал
Прелесть человеческой жизни состоит в том, что она многогранна. В ней есть много сфер, важных и не очень, в которых хочется развиваться или приоритизировать их. В некоторых можно добиться успеха собственным трудом, есть те, которые подвластны деньгам, а существуют и такие, где можно полагаться только на удачу и на хороший настрой высших сил. В число последних, как мне кажется, входит любовь. Это ведь настоящее чудо и совпадение, когда на планете сходятся два человека, да так и не расходятся, потому что им хорошо друг с другом. А чтобы было хорошо, нужно, чтобы оба устраивали друг друга. Под «устраивали» иногда ошибочно думается, чтобы другой был идеальным. Идеал найти не так-то просто. Еще сложнее — понять, кто (или что?..) это такое — партнер без изъянов. Эта тема увлекла режиссера Игоря Стама и вдохновила его поставить на сцене Театра.doc спектакль по пьесе Марии Зелинской «Хуманитас Инжиниринг».
Вот представьте — идеал искать больше не нужно. Накапливаешь определенную сумму денег, приходишь в офис компании, встречаешься с консультантом и говоришь: «Хочу, чтобы мой партнер был ростом 190, с серыми глазами, с широкими плечами и носом с горбинкой, а еще хочу, чтобы он был заботливым, внимательным, но в меру смешным, а еще — чтобы пасту умел готовить и любил в боулинг играть». Несколько дней ожидания — и ваш идеальный партнер с вами! Больше не нужны бесконечные притирки и уступки, сразу начинаете свои счастливые отношения! Так могли бы звучать слоганы компании «Хуманитас Инжиниринг», куда обращается девушка Лера, которая уже отчаялась найти себе хорошего парня. Она четыре года копила деньги и наконец пришла получать своего чудо-андроида. Но бывает же такое, что, когда нас в лоб спрашивают, чего мы хотим, мы совсем не понимаем — а чего мы хотим? Вот так вышло и у Леры, которая в себе не разобралась, идеальный андроид получился совсем не «идеальным», и деньги были, по сути, выброшены на ветер, хотя могли пойти на курсы психотерапии.
Если вам что-то показалось несхожим с сегодняшними реалиями, то вам не показалось. Пьеса была написана в 2016 году, когда терапия и темы принятия себя были не так широко распространены. Сейчас уже многие девочки осознали и приняли (хочется в это, по крайней мере, верить), что мы сами неидеальны и идеала не существует. Наоборот, хочется рядом с собою человека, который «полюбит все твои трещинки», а ты сделаешь это в ответ. Поэтому первая часть спектакля, где героиня в мельчайших подробностях описывала будущего партнера, показалась мне уставшей и затянутой. Лера сыпала стереотипами из нелепых женских сериалов, и хотелось поскорее, чтобы она замолчала. И на сцене даже не на что было отвлечься — героиня стояла в полной темноте под светом софитов, она была центром внимания зрителя. Этот прием хорошо сработал на то, чтобы показать, какая же героиня глупая и наивная и как же нелепы ее стереотипы, как они на самом деле не сочетаются между собой: «Я хочу, чтобы заботливость была на 10, нежность на 9 и жесткость на 8». Вот тут и задумываешься — а нет ли и у тебя в голове такой же неразберихи и кучи несуразных предубеждений?
Вторая часть спектакля динамичнее и пролетает уже слишком быстро. А тема ведь жутко интересная — работает ли Лерино представление об идеальном партнере при столкновении с ним в реальной жизни? Спойлер — нет. Робот Артур ведет себя так, как ему задала система по пожеланием Леры — непонятно и совсем не так, как представлялось. И тут уже появляются нюансы, которые в систему не забьешь — они могут быть только в реальных отношениях. Хочется отметить, что эта часть спектакля укажет зрителю на время написания пьесы, даже если зритель не узнал об этом заранее, и немного нивелирует возможно возникшее недоумение. Герои переписываются во ВКонтакте, Артур добавляет в друзья моделей и пишет записи на стену, а потом герои разговаривают в скайпе. С точки зрения молодого поколения, все это — пережитки недавнего прошлого. Никого уже не волнует, добавил ли краш в друзья во ВКонтакте, а скайп давно был заменен другими приложениями для видеозвонков. Режиссер будто бы специально фиксирует спектакль в определенном временном промежутке, давая надежду на то, что так было раньше, а сейчас, может быть, все изменилось и люди даже в самом отчаянном положении не пойдут себе искать идеального робота, а пересмотрят свою систему приоритетов.
Для полного принятия ситуации нужно ее проговорить — это то, чем занимаются на психотерапии. Театр тоже может стать своего рода терапией, и если это так, то «Хуманитас Инжиниринг» — отличный выбор. Пусть история и не совсем современная, но все равно важно время от времени проговаривать — разберись в себе, прежде чем искать идеал, и пойми, что его не существует.
Текст: Ксения Сластен
Фото: Соня Гришаева