БДТ им. Товстоногова
ИГРОК
«Современная» классика под хиты ушедших годов, ремиксы фрагментов оперы, стимпанк и интересная визуализация азартной игры - все это предлагает зрителю Роман Мархолиа в своем экспериментальном «Игроке»
Вольные интерпретации классики в наше время не являются редкостью и часто вызывают серьезные дискуссии. Однако же, несмотря на разнящиеся мнения, они все так же продолжают привлекать современного зрителя.
Спектакль «Игрок», поставленный в БДТ им. Товстоногова специально для актрисы Светланы Крючковой, — отличное фантазийное толкование тем романа Достоевского. Светлана Николаевна исполнила в «Игроке» сразу несколько ролей: она крупье, репортер, ведущий и, конечно же, состоятельная Бабуленька, вокруг богатства которой разворачиваются события городка Рулетенбург. Не меньшего внимания заслуживают и другие актеры главных ролей: Владимир Кошевой (Алексей Иванович), Полина Толстун (Полина Александровна), Семен Мендельсон (Генерал), Яна Савицкая (М-ль Бланш) и Дмитрий Мурашев (М-р Астлей).
Постановка привлекает своей динамичностью, яркостью и новизной. Герои Достоевского живые, полные страстей и желаний, в которых доходят до безумия. На сцене они танцуют, исполняют песни разных жанров — «Paroles, paroles» Джанни Феррио и «Mein herz brennt» Rammstein в их числе. Выбор композиций на английском, немецком и французском языках далеко не случаен, он олицетворяет контаминацию культур. По словам Владимира Кошевого: «В городе, где говорят на всех языках, думают только про одно — про деньги… счастье, любовь… деньги все опережают. Вот это — игра настоящая».

Сама игра в рулетку передана тоже через музыку: актеры по очереди произносят числа в разной тональности, что создает гармонию, держащую зал в напряжении от ожидания результатов ставок. Спектакль сопровожден пояснениями правил игры, что делает действие доступным для понимания даже далекого от игорной сферы зрителя.
Достоевский не перестает быть собой в подобном прочтении. Его темы все такие же тяжелые и глубоко философские, а герои пугают своей одержимостью. Стоит лишь посмотреть, как Полина Александровна «играет» с Алексеем Ивановичем, как второй соглашается на все, заявляя, что однажды убьет свою возлюбленную, как Бабуленька отказывается перестать играть, — и сам невольно задумываешься, как много в этой жизни ставишь на Zero.
Рулетка, круглый стол, круглый шарик и бесконечный игровой цикл затягивают героев подобно гипнотическому кругу так, что невозможно остаться равнодушным к их душевным метаниям.

«Неужели я правда игрок?» — таким вопросом задается в финале герой Владимира Кошевого и вместе с ним, пожалуй, множество зрителей, для которых спектакль стал своего рода рефлексией жизни.
ph: Анастасия Блюр, Стас Левшин
Текст: Валерия Арсеньева